Только не думайте, пожалуйста, что если вы "Интернетом вообще не пользуетесь" или "пользуетесь только для дела", то стать жертвой Интернет-мошенников вам не грозит. У вас есть почтовый ящик? Вы хоть раз получали рекламные рассылки? И наверняка их читали - а как же, вдруг что нужное попадется?
Честные американцы признались своим статистикам, что каждый десятый из них нет-нет да попадался в сети мошенников (данные Bureau of Justice Statistics, 2010 год). Это ни в коей мере не отражает истинное положение дел, потому что в полицию жертвы Интернет-мошенников практически не обращаются. Говорю "практически", потому что даже в США о случаях мошенничества в полицию сообщали менее половины пострадавших. В том же 2010 году только 49% американских пенсионеров с невысоким уровнем образования и доходов (любимые "клиенты" Интернет-мошенников) обратилось в полицию.
И это "у них", с их-то доверием к властям. Что говорить про наши реалии! Даже если кто и осознает себя жертвой, то тот в милицию не пойдет. Однако мировые тенденции таковы, что Интернет-пространства все более и более осваиваются именно мошенниками. Уже восемь лет назад, в 2001 году, ущерб от таких мошеннических действий, совершенных с применением электронной почты, превысил (!!!) ущерб, нанесенный старыми добрыми мошенниками, которые не использовали компьютер.
В США был создан специальный центр для анализа Интернет-мошенничества. Вот только несколько фактов, которые установила эта любопытнейшая структура. Уже в 2002 году жертвы Интернет-мошенников потеряли больше денег, чем жертвы "непродвинутых" жуликов. Для мошеннических операций бизнес-структуры как правило не создаются. В большинстве случаев мошенники причиняют своими действиями относительно небольшой ущерб. Так и риску меньше и больше вероятности того, что "бизнес" прослужит дольше. Вы можете спросить: что вы называете "небольшим ущербом"?
Щекотливый вопрос. Для американского центра небольшой ущерб, причиненный преступлением, - 100-500 долларов. Относительно крупный ущерб - от 1 до 3 тысяч долларов. И лишь в каждом десятом случае финансовые потери "зашкаливают" за 3 тысячи долларов. Причем чем больше украдено, тем усерднее ведется поиск преступника! Большинство нахальных мошенников, похитивших суммы более 5 тыс. долларов (т. е. примерно 40тыс грн), арестовывается в течение трех-четырех месяцев.
Как показывает практика (зарубежная и наша), способы мошенничества, применяемые в Интернете, особым разнообразием не отличаются. Они могут быть сведены к нескольким широко известным приемам. Впрочем, и этих приемов оказывается достаточно, чтобы получить неплохой куш. Несмотря на то, что об опасности подобных действий хорошо известно, люди продолжают попадаться на эти удочки.
Вот один из примеров. Один предприимчивый гражданин из Черкасс за 10 лет совершил более 10 мошенничеств по весьма простой и действенной схеме: он создавал Интернет-магазин, проводил рекламную акцию путем направления электронных писем и прозвона "целевой аудитории", сообщая всем, что готов продавать бытовую технику и электронику по демпинговым ценам. Набрав несколько тысяч долларов, он исчезал.
Кроме вышеописанного способа, довольно неплохо действуют следующие пути "завлечения" клиентов:
- сообщение о единственной в жизни и неповторимой возможности купить предлагаемую вещь по супернизкой цене;
- обещание получения денежного приза;
- обещание, что здоровье человека значительно улучшится;
- предложение конфиденциальной информации, которая позволит жертве заработать;
- использование запутанных правил, которые нормальный человек не в состоянии осмыслить;
- особо отмечается то, что деятельность "конторы" абсолютно законна;
- использование известных брендов и названий солидных фирм. Следующие виды мошенничества используются наиболее часто:
- кража информации о кредитных карточках. Это в продолжение разговора о мошенничествах с "пластиком". Мошенники получают информацию о личных данных владельца кредитной карточки, после чего могут расплачиваться ею в Интернет-магазинах, брать банковские кредиты, оплачивать аренду гостиничных номеров и т. д.;
- Интернет-магазины и аукционы - это самый часто встречающийся и популярный вид жульничества в Интернете. Как это делается: покупатель платит деньги за покупку в Интернет-магазине, однако или не получает ее или получает в меньшем количестве или худшего качества;
- инвестиции. Компания предлагает купить ее акции или сделать частные инвестиции, обещая значительную прибыль. Обычно для привлечения жертв мошенники оперируют фальшивой статистикой и сообщают заведомо ложные сведения об истории или собственниках компании;
- благотворительность. Мошенники создают фальшивую благотворительную организацию, которая специализируется на каком-либо добром деле, и совершенно открыто собирают пожертвования. Единственное отличие от обычных благотворительных фондов заключается в том, что деньги получают преступники;
- предложение работы. Мошенники предлагают выгодную работу - как правило, на дому или, как это красиво называется, теле-бизнес. Загвоздка в том, что потенциальному сотруднику приходится по грабительским ценам оплачивать предоставляемые расходные материалы, делать гарантийный или вступительный взнос или часть времени работать бесплатно, во время испытательного срока;
- страховка. "Страховая" компания предлагает рекордно низкие расценки за свои услуги. На деле оказывается, что эта компания существует лишь на бумаге, либо она закладывает в договор с клиентом такие условия, которые делают невозможным получение страхового возмещения;
- льготные кредиты. Часто предлагаются льготные кредиты, для получения которых требуется сделать вступительный взнос;
- финансовые пирамиды. Несмотря на то, что эта схема широко известна и впервые была использована несколько сот лет назад, она до сих пор работает;
- телефонная связь. Мошенники предлагают позвонить по телефонному номеру, где минута разговора стоит огромные деньги;
- "революционный метод избавления от излишнего веса". Рекламные письма обещают избавление от лишнего веса в течение нескольких дней или недель при использовании нового чудодейственного препарата или диеты. В лучшем случае, вам будет продан абсолютно бесполезный продукт, в худшем - придется еще и лечиться;
- туризм. Мошенники или просто недобросовестные туристические компании продают своим жертвам туры или билеты в отели, реальные условия в которых значительно уступают рекламе. "Купившись" на демпинговую цену, стоит ли удивляться, что вместо пятизвездочного отеля вы оказались в трехзвездочном?
И специально для предпринимателей Интернет-мошенники выработали такой прием, как "давление на жадность". Это довольно просто. Для этого необходимо наличие электронной почты и Интернета. Жертву даже не придется искать - скорее всего она придет сама.
Итак, в письме, поступившем по электронной почте, отмечается, что его отправители имеют возможность распоряжаться крупными суммами с государственных счетов, полученными в результате завышения контрактных цен (!). Эти деньги можно и нужно обналичить. Авторы письма обращаются с просьбой помочь, обещая от 30 до 50% от обналиченной суммы. А для перевода денежных средств предлагается предоставить свои банковские реквизиты, а также официальные бланки с соответствующими печатями и подписями.
Правда, после получения информации и документов деньги не зачисляются, а снимаются со счета наивного клиента.
Есть еще очень занимательные письма (как правило, из экзотических стран), в которых содержатся просьбы о помощи в получении наследства, переводе денег из страны в страну и т. д. Вы серьезно полагаете, что это рассчитано на наивных простаков? Зря вы так полагаете. Практика показывает, что грамотно составленное письмо может ввести в заблуждение кого угодно.
Что можно посоветовать тем, кто не хочет пополнить стройные ряды обманутых? Это довольно легко - просто соблюдается и не менее просто забывается. Итак:
- если то, что вам предлагается, звучит чересчур прекрасно, чтобы быть правдой, - это неправда;
- никогда не доверяйте рекламе (об этом речь впереди);
- читайте, граждане! Читайте не для того, чтобы быстрее отделаться от этого скучного и неинтересного дела, а для того, чтобы все понять и осознать. Внимательно читайте все пункты договора. Не подписывайте ничего, пока не убедитесь в том, что все положения соглашения понятны и устраивают вас. Требуйте объяснений, если вам что-то непонятно;
- если какой-либо пункт договора не зафиксирован в письменной форме, а обсуждался лишь на словах - вас пытаются ввести в заблуждение;
- всегда узнавайте адрес, телефон и иные координаты компании и попробуйте навести о ней справки;
- не доверяйте фирмам, которые находятся "где-то там", на Багамах, Фиджи и т.д. Короче, не у вас в регионе;
- и вообще старайтесь покупать товары и услуги у продавцов, которые базируются в вашем регионе. Иначе как вы сможете проверить их количество, качество и предъявить претензии?
- если вам делают коммерческие предложения по телефону, всегда требуйте предоставления вам полной информации в письменной форме;
- отказывайтесь от всех конфиденциальных и эксклюзивных предложений.