Кинетоз, или укачивание, возникает в случае, когда мозг получает разную информацию от органов чувств - глаз и внутреннего уха, в котором расположен вестибулярный аппарат. Органы зрения фиксируют мелькающие предметы, но при этом мышцы находятся в покое. В итоге, мозг не понимает, что же происходит на самом деле. Это вызывает неприятные симптомы: головокружение, головную боль, слабость, тошноту, рвоту, учащение сердцебиения, ощущение нехватки воздуха, повышение давления.
«Мучительное, долгое, тянущее чувство какой-то отвратительной щекотки начиналось у нее в груди и в животе, и от него холодел лоб, и во рту набиралась жидкая щиплющая слюна. Во всем ее теле и в сознании осталось только тягучее, раздражающее, расслабленное состояние полуобморока. Ее кожа с ног до головы обливалась липким холодным потом. (...) Но вдруг в глазах ее стало мутно и зелено, раздражающая щекотка подступила к горлу, сердце бессильно затрепыхалось где-то глубоко внизу, в животе. Елена едва успела вскочить и наклониться над бортом», - вот так выразительно и точно описал А.И. Куприн в рассказе «Морская болезнь» состояние человека, страдающего укачиванием в транспорте. Подобные ощущения, к сожалению, знакомы многим.
Причины укачивания (БД) очень сложны и до сих пор являются предметом научных исследований. Большинство учёных считает, что укачивание в автомобиле, на судне, в самолете и на качелях является следствием чрезмерного раздражения рецепторов вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Они очень чувствительны к длительно повторяющимся движениям (езда на машине по извилистой дороге или качка на корабле во время шторма), а также к движениям с необычными ускорениями (катание на американских горках или взлёт самолёта). При несоответствии вестибулярных, зрительных и сенсорных ощущений нарушается механизм поддержания равновесия, в результате чего и развивается болезнь движения.
Как предотвратить укачивание
Выполнение следующих простых рекомендаций поможет снизить вероятность развития транспортного укачивания или уменьшить его проявления.
1. Накануне поездки необходимо хорошо выспаться. Откажитесь от употребления спиртных напитков, а также максимально ограничьте курение.
2. Переедание и поездки на голодный желудок усугубляют развитие укачивания. Пищу лучше принимать за 1,5-2 часа до поездки. Блюда, которыми можно подкрепиться до и вовремя путешествия, должны быть легкими и горячими. Жирная, острая и сладкая пища может спровоцировать приступы морской болезни даже у тех, кто обычно от нее не страдает. Откажитесь от употребления молока, кофе, крепкого чая и газированных напитков. Лучше пить сок с кислым вкусом, морс, некрепкий чай с лимоном.
3. Садитесь на места, где укачивает меньше: обычно это передние сиденья в автобусе и автомобиле, первые вагоны в поезде, средняя часть судна, а в самолете - сиденья над крыльями.
4. Еще один способ избежать укачивания - путешествовать ночью. Ночной полет или ночное плавание переносятся легче, чем дневные.
5. Для предотвращения приступов дурноты сосите мятные леденцы или ломтик лимона. Во время полета на самолете из предлагаемых напитков выбирайте чай с мятой или с лимоном.
6. Не курите в дороге и не разрешайте курить другим: резкие запахи провоцируют укачивание.
7. В наземном транспорте располагайтесь лицом вперед по ходу движения. За дорогой лучше наблюдать через лобовое стекло, а не через боковое. Ограничьте движения головой. Повороты головой из стороны в сторону способствуют укачиванию. Обопритесь головой о валик или подголовник, это поможет зафиксировать ее. Если во время поездки вам неприятно мелькание предметов за окном, закройте глаза и займите удобную позу, максимально откинув кресло.
8. Во время поездки старайтесь не перегреваться и не переохлаждаться. Чтобы отвлечься от навязчивых мыслей об укачивании, слушайте музыку, разговаривайте с попутчиками, попытайтесь погрузиться в приятные воспоминания или размышления.
9. При поездке в автобусе или автомобиле старайтесь сосредоточить взгляд на линии горизонта или на чем-нибудь неподвижном, например, смотрите на пол или на какой-либо предмет в салоне.
10. В некоторых случаях бороться с укачиванием помогает глубокое ритмичное дыхание. Полезно также массировать запястье и ладони. Положите руку на колено ладонью вверх и большим пальцем массируйте биологически активную точку на внутренней стороне запястья (примерно на 5 см ниже основания кисти между двумя сухожилиями мышц), а затем - точку в центре ладони.
11. Неприятные, мучительные ощущения отступают или протекают в менее тяжелой форме, если время от времени вы будете обтирать виски, лицо, шею и область декольте холодной водой. Находясь на корабле, чаще принимайте прохладный душ.
12. Если предстоит продолжительная поездка, возьмите с собой препараты, снижающие чувствительность вестибулярного аппарата, которые вам рекомендованы лечащим врачом.
Если вас все-таки укачало
Если профилактические меры не помогли, и вы ощущаете первые признаки укачивания,
- откройте окно машины или каюты, делайте глубокие вдохи через нос и выдохи через рот, сосредоточившись на ритме дыхания. Если есть возможность, выйдите из автобуса или автомобиля на свежий воздух и немного пройдитесь;
- примите полулежачее положение, положив голову на спинку кресла, глаза закройте или смотрите на небо. Таким образом, вы избавите себя от «хаотичных» сигналов поступающих в мозг;
- массируйте подушечкой указательного пальца точку, которая находится прямо под носом, строго по центру, а также точку, расположенную на внешней стороне кисти между большим и указательным пальцем.
Как можно избежать укачивания в автомобиле?
Многие замечали, что водителя автомобиля практически никогда не укачивает, притом что этот же человек может испытывать кинетоз, находясь на пассажирском сидении. От чего это зависит?
Во-первых, проблемы, связанные с укачиванием, возникают, в основном, у пассажиров на заднем сидении. По статистике, у половины из них проблемы исчезали, как только они садились вперед. Дело в том, что находясь на переднем сидении, человек имеет хорошую обзорность и возможность смотреть вдаль. Благодаря этому возникает чувство контроля движения.
Во-вторых, в отличие от пассажира, который обычно занимает комфортную, расслабленную позу, водитель постоянно вынужден контролировать положение своего тела в пространстве.
В-третьих, если для пассажира тряска - это воздействие извне, то водитель сам организует движение. Его мозг подает команды для управления автомобилем и может предсказывать его маневры. Таким образом, водитель готовится к движению подсознательно гораздо раньше пассажира.