Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигации В знании - сила !!! > Архив статей > Статья

16.07.16 |  Законодательство  |  "Ливанская петля"или "Привет из Бангкока"-всё равно банк обязан отдать деньги

За кражу денег с банковской карты теперь ответит банк. Так постановил Верховный суд, выдав общую позицию: банк имеет право не возвращать пропавшие средства, только если докажет, что хищение произошло по вине клиента. Финансисты, в свою очередь, с этим не согласны и до сих пор могли безосновательно отказать владельцам опустошенных карт в возмещении ущерба. Особенно это касалось операций с ПИН-кодами, дескать, его знает только владелец, так что виноват только он, а не скриммер или «ливанская петля» в банкомате, раз ПИН стал известен третьим лицам.
Верховный суд обязал банки возвращать клиентам украденные с карточек деньги
Доказать вину клиента становится почти нереально, сетуют банкиры
Банки обязаны из своих средств возвращать клиентам деньги, украденные с их карт мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием. Такое решение принял Верховный суд Украины (ВСУ), пишет Finmaidan.
Как отмечает издание, у владельцев платежных карт повысились шансы вернуть свои деньги в случае их кражи. Такую возможность дает правовая позиция ВСУ, сформулированная в ходе рассмотрения дела № 6-71цс15 в рамках разбирательства между банком и его клиентом. В 2012 году с платежной карты клиента банка через банкомат в Бангкоке было списано $2,4 тыс. Владелец карты в это время находился в Украине. На следующий день он обратился в банк с заявлением о блокировке карты и возврате списанных денег. Однако банк отказал, и клиент обратился в суд. Первые три судебные инстанции поддержали банк, ссылаясь на то, что операции по снятию наличных денег были проведены после введения правильного ПИН-кода, а по условиям договора клиент был обязан не разглашать его.
После этого клиент обратился в ВСУ, который принял иск к рассмотрению. Суд напомнил о том, что, согласно п. 37.2 ст. 37 закона "О платежных системах и переводе средств в Украине", пострадавшему клиенту банк обязан вернуть деньги за счет собственных средств плюс пеню. Кроме того, п.п. 6.7 и 6.8 положения № 223 определяют, что если клиент сразу же сообщил банку о неразрешенной операции, учреждение должно возместить ему сумму такой операции. Держатель карты не несет ответственности за проведение платежной операции, если карта была использована без его физического участия или электронной идентификации. Исключением являются случаи, когда было доказано, что действия или бездействие владельца карты, которыми он способствовал утрате или незаконному использованию карты, привели к списанию денег.
В правовой позиции ВСУ указано, что если не было доказано обратное, мнение банка о вине держателя карты ошибочно.
Правовая позиция ВСУ может стать основанием для возврата украденных денег с карт клиентов платежеспособных банков. До сих пор банкиры часто отказывали клиентам в возврате денег, ссылаясь на то, что клиенты сообщили банку о сомнительных операциях уже после списания денег с их карт, а не до операции, чтобы банк успел заблокировать карту клиента.
Но во многих таких случаях карта клиента не украдена и не потеряна, поэтому он не знает об угрозе до момента кражи денег. Чаще всего это происходит при создании дубликатов карт на основе информации, считанной скимминговыми накладками на банкоматах. О списании денег клиент узнает уже из SMS, часто с опозданием. Сами банкиры в этих случаях делают акцент на ответственности владельца карты.
Учитывая позицию ВСУ, банкам придется чаще возвращать клиентам потерянные деньги, так как на практике им будет нелегко доказать, привели ли действия или бездействие держателя карты к краже денег.
"Учитывая предусмотренные законом источники доказывания, банкам сложно будет доказать, что человек разглашал ПИН-код своей карты. В рамках гражданского процесса это можно сделать, например, с помощью свидетелей или видеозаписи, на которой зафиксирован факт передачи карты либо ПИН-кода. Но то, что банк сможет представить такие доказательства, выглядит очень маловероятным, - поясняет юрист юрфирмы FELIX Святослав Бартош. - Легче раздобыть доказательства разглашения ПИН-кода или неправомерной передачи карты третьему лицу в рамках уголовного производства. Для этого банку нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве. И если правоохранители сочтут его обоснованным и обстоятельства дела позволят (карта украдена или ПИН-код передан в Украине), то они проведут следственные действия и смогут установить обстоятельства кражи либо разглашения ПИН-кода".

Чтобы сделать копию платежной карты, мошенникам достаточно нескольких минут и простой электроники
Деньги с «пластика» могут снять без ведома ее владельца, даже если карта у него в руках, а о передаче третьим лицам ПИН-кода и речи быть не могло. В этом убедилась киевлянка Александра Краевая. Девушка стала жертвой воров.
«Находилась дома, когда получила SMS от своего банка: с моей карты кто-то пытался снять деньги, но безуспешно. Это было в 20.05. Буквально за минуту поступило второе сообщение - с моей карты сняли 1900 гривен», - рассказывает Александра.
Сразу после этого ей позвонили из банка. Работник заведения объяснил, что их смутила нетипичная для владельца карточки операция - снятие достаточно крупной суммы, да еще и поздно вечером.

Новости по теме: Как телефонные мошенники выманивают деньги у доверчивых украинцев
«Подтвердила, что не снимала денег и вообще нахожусь дома, на что в ответ услышала: «Значит, вас обокрали». Это были все мои деньги - на карточке осталось 57 гривен 80 копеек. Карточка в это время была в моей сумке. Никто другой не мог ею пользоваться», - говорит девушка.

В тот же вечер она написала заявление в отдел милиции в Соломенском районе Киева. Там, по словам Александры, ей сказали, что она уже шестая за вечер, кто обратился с такой жалобой. Вместе с ней такое же заявление писал человек, из карточки которого мошенники только сняли 1000 гривен.

Как объяснили Александре в отделении банка, процесс рассмотрения ее заявления продлится 45 рабочих дней. На вопрос, вернут ей потерянные деньги, в банке ответили: вряд ли.

«Дело в том, что мошенники сняли деньги через банкомат, для этого ввели мой ПИН-код, а это фактически моя подпись. У меня есть доказательства, что я не могла снять деньги сама: за час до того, как прошла эта операция, я рассчитывалась карточкой в ​​другом конце города и просто не успела бы доехать до того банкомата. Но в банке логика такова: если кто-то, кроме меня, знал ПИН-код, значит, я его сообщила посторонним лицам. Сейчас ситуация выглядит так, что крайних не найдешь. Но я считаю, что доверив свои деньги банку, я вправе спрашивать с них за то, что он не смог их сохранить», - говорит Александра.

Магнитная и с чипом

Распространенный сейчас способ краж денег - считывание данных пластиковой карты с помощью специальных устройств, которые мошенники устанавливают в картоприемник банкомата. На клавиатуру, в свою очередь, устанавливается специальная накладка, помогает запомнить ПИН-код, который вводит владелец карточки. Как вариант - на банкомате или где-то поблизости может быть установлена ​​видеокамера. Чтобы не стать жертвой воров, нужно обращать внимание на внешний вид банкомата, советуют эксперты. А еще - заменить простейшие карты с магнитной полосой на карты с чипами, в которых значительно больше степеней защиты. Сегодня ​​такую услугу предлагают все крупные банки. Чтобы получить информацию с карточки, на которой есть только магнитная лента, достаточно простой аппаратуры.

Новости по теме: "Кредитные" мошенники: Как платят проценты по кредиту, которого даже не дали
«Степени защиты карты с чипом и имеющей только магнитную полосу, действительно очень отличаются. Для считывания магнитной полосы фактически необходима одна считывающая головка, которая есть, например, на старых кассетных магнитофонах. То есть, чтобы получить информацию из такой банковской карточки, достаточно простой электроники. А если эта электроника имеет функцию записи (которую имели и магнитофоны) - то с ее помощью можно создать и копию карты. Чипы - это современный механизм, аналог сим-карты, со своими форматами кодирования и стандартом. Для полноценного его считывания нужно установить на банкомат не малозаметную накладку, а большую коробку», - объясняет специалист по IT-технологиям Станислав Тутак.

Специалисты советуют чаще менять ПИН-код карты - для этого, как правило, не нужно писать заявление в банке. Однако и эта процедура может защитить далеко не во всех случаях, отмечает Станислав: «Если вашу карту подделали и с нее сняли не часть, а все деньги, что-то менять уже поздно».

Операцию можно обжаловать

В милиции и в банках рассказывают о самых распространенных схемах мошенничества с банковскими карточками. Одна из них - карточку могут просто сфотографировать с обеих сторон, и этой информации вполне достаточно, чтобы совершить покупки в интернете. Это может произойти, например, когда вы рассчитываетесь в кафе или ресторане и официант идет с вашей картой в кассу.

«В таких случаях нужно требовать, чтобы вам принесли терминал, а если это невозможно по техническим причинам - самому идти вместе с официантом, а не отдавать ему карточку. Чтобы контролировать движение средств на счете, обязательно нужно подключить услугу SMS-информирования от банка. И помнить, что в большинстве случаев можно обжаловать онлайн-операцию, если данными вашей карты воспользовался посторонний человек - скажем, оплатили покупку в интернете. Деньги обычно не снимаются со счета сразу, и если вы успеете сообщить банку, что не давали согласия на эту операцию, вам их должны вернуть. Главное в таких случаях - как можно быстрее обратиться в банк и заблокировать карту», - говорит юрист Юрий Сухан.

Во время самостоятельных расчетов в интернете нужно соблюдать элементарные правила безопасности, которые если и не дадут абсолютных гарантий, то, по крайней мере, значительно снизят риск потерять средства.

«Не лишним будет установить лимит на сумму расчетов и количество операций, которые можно провести за одни сутки. И, разумеется, использовать только проверенные каналы передачи данных. Если при проведении операций система сообщает, например, что операция просрочена или используется незащищенный канал, лучше прекратить операцию и не оставлять данные своей карточки», - советует специалист по ИТ-технологий Станислав Тутак.


Если такая неприятность все же случилась и деньги с вашей карты пошли на «нужды» постороннему человеку, юристы советуют, как можно быстрее в письменном виде уведомить банк о краже денег с карты. При этом необходимо собрать как можно больше доказательств того, что в момент снятия денег картой вы пользоваться не могли (были у врача, находились в ресторане/на работе/дома/на другом конце города), видеозаписи, показания свидетелей, это может быть даже свидетельство от нотариуса о факте вашего пребывание в другом месте. Если карта осталась при вас, обязательно предоставьте ее в ближайшее отделение банка с сопроводительным письмом. Все это поможет в суде, если банк откажет возвращать вам деньги или начнет грозиться (были прецеденты) открыть дело по факту мошенничества.


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннер
http://posovesti.com.ua/NewsList.aspx