Несмотря на общий рост количества угонов из-за кризиса, хорошие новости все же приходят в жизнь водителей.Автомобилисты научились разыскивать свои угнанные машины без помощи полиции - число подобных случаев продолжает расти. Люди обнаруживают свои авто на новых номерах брошенными на улице, в укромных местах-«отстойниках». Как у них это получается, почему угон перестал ассоциироваться с безнадежной потерей и как этим пользуются мошенники -
Сделай сам
Автомобилисті научились делать то, что еще несколько лет назад многим казалось невозможным, - находить свои угнанные автомобили без помощи полиции, криминальных авторитетов и других «высших сил». Люди находили свои машины припаркованными прямо на улице - как на следующий день, так и спустя 2 недели после угона. Зачастую автомобили стояли с другими номерами на расстоянии нескольких километров от места угона.
Тенденцию фиксируют и специалисты по защите от угонов. Конечно, по отношению к общему количеству угонов таких случаев еще мало, но все же в последнее время их становится все больше».В пресс-службе областной полиции отметили, что отдельной статистики подобных случаев не ведется. Есть лишь общий учет найденных машин, вне зависимости от степени участия потерпевших.
С чего это вдруг
причина описываемой тенденции кроется не в изменении тактики преступников, а в подходе к проблеме самих водителей. «Угонщики и раньше оставляли автомобили "отстаиваться" прямо на улице, в том числе и достаточно дорогие. Наши маяки приводили полицию к таким машинам. Не преступники стали глупее, а сами автовладельцы вдруг поняли, что машину не обязательно разберут или закроют в гараже с "глушилкой" в течение первых же суток, что есть смысл прочесывать дворы и закутки. Это, в свою очередь, произошло благодаря социальным сетям, где люди делятся приметами своих угнанных авто, а также опытом поисков»,
Что делать? можно составить следующую схему действий.
Обнаружив угон, сначала звоним в полицию. Затем идем к выезду (выездам) из двора и анализируем ситуацию с камерами. Подойдут любые камеры, которые «смотрят» в сторону выезда: на магазинах, павильонах, офисах и т.д. Если есть камеры, которые хотя бы теоретически могли «зацепить» своим полем зрения момент выезда из двора, просим взглянуть на запись, объясняя ситуацию охране объекта.
Если на камерах видно, в каком направлении уехала машина, сообщаем в полицию и сами направляемся в ту сторону. Если записей нет, ориентируемся на два параметра: радиус 2-3 км и наличие плохо просматриваемых с проезжей части участков улиц. Это могут быть парковки, задние дворы зданий, гаражи и вообще любые «закутки». Далее идет кропотливая работа по сплошной проверке всех улиц, дворов и парковок в указанном радиусе. Если в его пределах ничего нет, постепенно расширяем зону поиска. По всему городу, конечно, ездить смысла нет, но известны случаи, когда, скажем, машину отгоняли для отстоя из одного в другой конец левобережья.
Параллельно стоит отправить просьбу о помощи в крупнейшие новосибирские паблики «ВКонтакте», а также на форумы . В сообщении указать приметы машины, разместить фото. Постоянно мониторить активность пользователей. Если поблизости есть авторазборы, можно зайти под видом клиента и поспрашивать запчасти на ваше авто, скажем, кузовные. Аналогично - с шиномонтажками.
Ваша машина у нас
Эксперты по защите от угонов подтверждают: повышение активности пострадавших автовладельцев в интернете привело к всплеску мошенничеств. Преступники создают «фейковые» аккаунты в соцсетях и одолевают жертв угона звонками и сообщениями. Некоторые подходят более тщательно - например, расклеивают объявления на подъездной двери. Содержание везде одно и тоже: «Ваша машина у меня, верну за такую-то сумму». Предложения усиливаются угрозами порчи авто. Деньги обычно предлагают перевести на виртуальный кошелек,
Самый верный способ разоблачить таких «дельцов» - потребовать фотографии салона автомобиля, а лучше - его особых деталей. Если вместо фото вы получаете матерную брань или молчание - ребятки поняли, что «не проканало», и уже ищут новую жертву в интернете.
Угон угону рознь. Все конкретные случаи можно разделить на четыре неравные группы.
Первая - это автомобили, угнанные под заказ. Такие, как подсказывает практика, не находятся практически никогда - если только угонщик не допустит существенного промаха, что в таких случаях бывает крайне редко. Если вашу машину заказали, ей не помогут никакие «блэк-баги», клиффорды, пластиковые карты и бронированные ворота гаража.
Другое дело, что многие автовладельцы склонны преувеличивать криминальный статус собственного угона.
Так и получается, что владелец свежеугнанного ВАЗ-21093 начинает вспоминать, что, вроде, и следили за ним, и у супермаркета пасли, и около дома некие подозрительные субъекты околачивались. Едва ли. Труд подозрительных субъектов тоже стоит денег. В случае простой «девятки» затраты не оправдаются. Заказывают, как правило, дорогие элитные автомобили - те, что стоят больше $50 000.
Вторая категория - автомобили, угнанные на запчасти. Несмотря на расхожее мнение, таких машин очень немного - противоположное мнение активно внедряют сотрудники милиции.Им, понятное дело, куда проще объяснить владельцу, что его «ласточка» давно лежит в разобранном состоянии, чем заняться реальными поисками машины.Третья группа - это автомобили, угнанные гастролерами - те, что увозятся за пределы «места прописки».
Но угонщики последнее время не очень любят так работать: риск слишком велик, и куда проще получить деньги за машину, что называется, не отходя от кассы.Именно этот последний, четвертый способ и становится постепенно самым распространенным - машина остается в Москве, а угонщики терпеливо ждут, когда за ней придут.
Владельцу угнанного автомобиля надо смириться с тем, что платить все равно придется. Не бандитам, так милиции. Не милиции, так частным детективам - чтобы по своим каналам занялись независимыми поисками. Бандюки откровенно вымогают деньги за возврат машины. Милиция такого позволить себе не может - но без перспективы «матпомощи» едва ли станет искать. С детективами вообще все понятно - платят им не за результат, а за время, которое, как известно, может тянуться вечно.
Итак, ситуация: ночь, улица, фонарь. Машины нет. Что делать?
Начни с милиции
Начало понятное - 02, трогательный рассказ о своих проблемах дежурному, объявление плана «Перехват» - внимание всех постовых города будет приковано к вылавливанию вашей машины из общего потока. Учтите только, что время угона вы указываете сами, а «Перехват» объявляется, если с момента кражи прошло не более 30 мин. Иначе, считают гаишники, перехватывать будет некого - автомобиль будет спокойно стоять в ближайшем отстойнике. А дальше - в местное отделение полиции , писать заявление об угоне.
Именно в этот момент пострадавшему предстоит сдать первый экзамен.
Почему-то очень многие обиженные автовладельцы любят прийти в отделение милиции и начать рассуждения о родственниках и друзьях в прокуратуре или СБУ На любого нормального мента эти слова действуют почище красной тряпки на быка или шампуня Head & Shoulders на перхоть. Во-первых, милиционеры ненавидят напоминания о возможном контроле. Во-вторых, родственники в прокуратуре, в переводе на язык погон, означают, что денег с «клиента» получить не удастся. А милиция, как рассказывал один ее доблестный представитель, «работает за три вещи: за живые деньги, за карьеру или за личный интерес». В отделении милиции, где вы пишете заяву об угоне, лучше забыть о глаголах «должны», «обязаны» и прочих повелительных наклонениях. Гордость надо надолго и подальше запрятать. Нужно просить, говорить, что «один только вы мне помочь и можете». В таких случаях мужественные сердца оперов растапливаются.
Разогрев сердечной мышцы может дойти до той стадии, когда опер предложит вам забрать заявление с тем, чтобы он пошустрил на предмет машины среди своих районных.
Отказываться в этом случае едва ли стоит - если опер такое предлагает, значит, предполагает, что машину увели свои, районные. А местную братву любой нормальный опер знает лучше своих пяти пальцев. Братва с человеком в погонах также прекрасно знакома - и портить отношения с милицией из-за какого-то вшивого автомобиля не будет.
Поэтому так важен факт отсутствия заявления - подводить своих под уголовку не хочется, а так, по-человечески попросить вернуть машину вполне можно. Кроме того, в милиции можно предложить свою ненавязчивую помощь - например, нанять человека для слежки за стоянкой или конкретным подъездом. Оперов тоже можно понять - у них жена, дети и хочется спать по ночам вместо того, чтобы сидеть в грязном подъезде.
Кроме того, имеет смысл прозрачно намекнуть о собственной благодарности следователю.
Впрочем, назойливые попытки развода необходимо пресекать.
Если милиционер предлагает оплачивать ему бензин и отремонтировать машину, лучше всего спокойно и твердо оформить свой отказ. В особо наглых случаях имеет смысл намекнуть на прокуратуру - лишаться звездочек менты не очень любят.
Не забывай про себя
В любом случае, как говорится, на опера надейся, а сам не плошай. Бандитам нужны деньги, ментам - бандиты. Пропавшая машина нужна только ее владельцу. Если пропажу обнаружили сразу после угона, стоит позвонить в службу спасения - 3000 спасателей с рациями на улицах - это не шутка.
После необходимо распечатать ориентировки на автомобиль.
Тут все просто - первый абзац с данными на машину - для полиции Второй, с местом и временем угона - для местных бандитов и самих угонщиков. Третий - для возможных свидетелей угона или людей, которые могут опознать автомобиль. Сам текст не должен занимать больше трети листа А4 - иначе никто не будет читать. Ориентировка должна быть распечатана в больших количествах - практика подсказывает, что для нормальных поисков необходимо около 6000 бумажек.
Распечатанными ориентировками стоит загрузить всех своих близких, родственников и друзей - опыт говорит, что период острого сочувствия к жертве угона длится не более месяца. Именно в это время каждый раз при выходе из дома стоит раздавать листовок по 50 каждому домочадцу - пусть раздает прохожим, клеит на столбах, отдает дэпээсникам в патрульных машинах. О пропаже машины должна знать каждая собака в районе. Это как предвыборная компания - чем больше людей о тебе знают, тем больше шансы на успех. После необходимо переписать адреса районных милицейских организаций по всему городу - и в каждую из них регулярно присылать солидное число ориентировок. Пятьдесят ментов выбросят бумажку, а пятьдесят первый оставит на столе. Был такой случай - один из оперов колол угонщика. Вдруг на своем столе случайно увидел одну из ориентировок - и совпало! Случайно, конечно, но жизнь целиком соткана из таких случайностей.
Сразу после угона полезно обойти район в поисках машины и свидетелей: город большой и почти никогда не бывает пустым. Собачники, местные бомжи, дети в песочнице, строители, старушки - каждый может оказаться хоть чем-то полезным. Если есть след и он, к примеру, ведет в некие гаражи, то почти незаменимыми людьми могут оказаться знакомые пожарники. У них и только у них есть право беспрепятственно осматривать любые гаражи. Если машину угнали из гаража или стоянки, можно поспрашивать соседей - мало ли кто чего видел.
И несмотря на то, что кажется, что показания свидетелей вроде «видел двух, один толстый, другой тонкий» ни к чему не приведут, они вполне могут оказаться полезными, когда, например, на следующий день в «Дорожном патруле» вы узнаете, что близ вашего района поймали именно этих двух угонщиков.
Поймали не на вашей машине - но операм ничего не стоит расколоть их еще на один эпизод. Кстати, сразу после угона лучше не пропускать ни одну криминальную сводку по телевизору или в газетах. Зацепка может быть любой.
А вот собственные связи переоценивать не стоит. Бритый и с цепью сосед-одноклассник или старый друг-майор, конечно, обещают помочь - но в реальности вряд ли всерьез займутся вашей проблемой.
С бандитами на «ты»
Тем не менее вероятность того, что машина найдется сама или ее заметит один из доброхотов-наблюдателей, не такая большая. Чаще всего на ориентировки пристальное внимание обращают сами угонщики. Их позиция вполне понятна - проще отдать за вознаграждение машину владельцу, чем париться с перегоном и сбытом подпольного товара. Поэтому, совершив все необходимые действия, необходимо ждать контрольного звонка.
Практика показывает, что если у угонщиков есть координаты владельца, они звонят в 80% случаев.
И тут главное не пропустить реальную возможность вернуть собственную машину.
На первый взгляд телефонные разговоры угонщиков могут показаться шизофреническим бредом или детским розыгрышем.
Главное - не обращать внимание на существительные, а слушать глаголы. Ключевые слова - «потеряли», «купить», «выкупить», «вернуть».
Например, одному пострадавшему позвонили после тяжелого трудового дня: «вы кошечку не теряли, а то мы, похоже, вашу нашли. Измученный человек в грубой форме послал звонившего вместе с его кошечкой - а ведь это был первый шанс вернуть собственную машину. Если вам удалось правильно понять смысл фразы и вы согласились выкупить кошечку, барсеточку или документы, угонщики, скорее всего, назначат вам первую встречу. Туда лучше идти одному - ни милиция, ни свои бандиты ничего не смогут сделать? потому что официально человек, назначивший вам встречу, не замешан ни в каком криминале. Он просто хочет помочь вернуть потерянное. Если вы вызвали доверие у бандитов, они предложат вам - по телефону или лично - «помощь в нахождении потерянного». Расценки обычно не превышают 20% от рыночной стоимости угнанного автомобиля. И здесь необходимо принять очень важное решение.
Сдавать или сдаваться?
С одной стороны, денег за свое добро платить никто не хочет. С другой - не хочется рисковать и собственной жизнью. Именно поэтому многие предпочитают платить. Тут есть свои маленькие хитрости - торговаться до последнего, не верить угрозам и истерикам угонщиков (это означает только, что они действительно нуждаются в деньгах), не приходить на встречи (кроме первой) одному. Но эти вещи в наше время знают даже дети. Гораздо сложнее все становится, когда человек принимает решение сдать бандитов милиции.
Вообще тут работает древний принцип - «нет угона без погона». Известны случаи, когда краденые машины долго хранились на территории одной из городских эмвэдэшных структур. Поэтому даже чтобы задержать реальных угонщиков, нередко приходится давать откупные милиции - их «крыше». В любом случае милицию имеет смысл подключать только когда есть четкая договоренность с бандитами о передаче автомобиля. Ни угонщики без машины (а, значит, и без доказательств), ни машина без угонщиков полицию особенно не интересует. Впрочем, в последнее время угонщики стали хитрее. Звонят и сообщают о встречах они вечерами в пятницу или субботу, или в праздники - когда практически невозможно успеть поднять милицейский оперотряд. В таких случаях вариантов немного - и скорее всего, придется платить.
Искренне надеемся, что вам не понадобятся наши советы. И тут все дело в вашей внимательности - по статистике, 90% угонов происходят тогда, когда хозяин автомобиля не задействовал все имеющиеся противоугонные средства. Такая уж у этого хозяина психология. Но если машина все-таки потеряна, надо действовать и не делать глупых ошибок. Шансы на успех есть. А надежда, как известно, умирает последней.