Санкции санстанции
Анализ санкций санэпидемстанции (СЭС) на практических примерах
Любые проверки для предприятия более или менее страшны. И когда приходит санэпидемстанция и выносит постановление о закрытии кафе или торговой точки по причине несущественных, по вашему мнению, недостатков, вы просто шокированы и, конечно, желаете отменить данное постановление. Для этого нужно в его содержании и форме найти несоответствие установленным законом требованиям. Не так ли? Попробуем поискать такие варианты вместе на определенном примере, проанализировав возможные санкции за такие нарушения и судебное решение.
В соответствии со статьей 42 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» главные государственные санитарные врачи (их заместители) применяют такие меры по прекращению нарушения санитарного законодательства, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций, пользования плавсредствами, подвижным составом и самолетами в случае несоответствия их требованиям санитарных норм.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструк ции о порядке применения государст венной санитарно-эпидемиологической службой Украины административных мер пресечения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 14 апреля 1995 года № 67, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15 августа 1995 года под № 298/834, постановление о применении административных мер пресечения является письменным документом государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС).
Однако важно ли, если определения в постановлении нечеткие, сформулированы произвольно и т.п.?
Итак, рассмотрим следующую ситуацию.
Центральная санитарно-эпидемиологическая служба гражданской авиации Украины в лице главного государственного санитарного врача приняла постановление о применении административных мер пресечения за нарушение санитарного законодательства. В постановлении указано о запрете работы цеха питания без указания полного названия предприятия, а также места нахождения цеха питания, как того требует пункт 3.3 Инструкции об обязательности указания в постановлении конкретного действия, которое лицо должно осуществить или от которого оно должно воздерживаться. Непонятно, запрещает постановление работу конкретного цеха или всех цехов предприятия и может ли предприятие открыть новый цех питания?!
Согласно Инструкции, постановление может быть применено на конкретный срок, который должен быть в нем указан. Постановление не содержит определенного в понимании Инструкции срока применения административной меры пресечения. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3 Инструкции постановление обязательно должно содержать: указание даты и места вынесения. Вопреки этому требованию в рассматриваемом постановлении не указано место его вынесения.
И нельзя согласиться с мнением, что в соответствии с Инструкцией о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административных мер пресечения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 14 апреля 1995 года № 67, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15 августа 1995 года под № 298/834, можно применять в постановлении срок выполнения постановления до устранения недостатков, а также с тем, что определение такого срока отвечает законодательству.
Этот ошибочный вывод сделан на основании статьи 252 Гражданского кодекса Украины (ГК) и подпункта 3.4 пунк та 3 указанной Инструкции. Однако указанный пункт устанавливает срок момента выполнения постановления, а не окончание действия административной меры пресечения, которая применена рассматриваемым постановлением. Ведь недопустимо отождествление понятий срока действия административной меры пресечения и срока, с которого должно выполняться постановление.
Так, в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции постановления, выполнение которых связывается с наступлением определенного события, выносятся в случаях, когда устранение нарушений санитарного законодательства возможно лишь при определенных условиях, а выявленные нарушения не грозят немедленными отрицательными последствиями.
Применение статьи 252 ГК является ошибочным, поскольку в соответствии с частью 2 данной статьи срок определяется календарной датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Даже если предположить позицию стороны относительно срока действия административных мер пресечения до устранения недостатков, то будет ошибочным считать устранение указанных недостатков событием, которое должно неизбежно наступить.
Кроме того, в соответствии с пунк том 2.3 Инструкции временный запрет - это установленный должностным лицом госсанэпидслужбы запрет на определенный период с определением срока. Согласно Инструкции, запрет может быть применен на конкретный период, который должен быть указан в постановлении. При таких обстоятельствах можно прийти к выводу, что постановление СЭС о применении административных мер пресечения за нарушение санитарного законодательства подлежит признанию недействующим.
Еще один существенный момент для обжалования постановления: указанные в постановлении нарушения предприятия фактически не отвечают нарушениям, указанным в Инструкции.
СЭС не имеет никаких документальных подтверждений (и в ходе проверки она их не требовала), на основании которых ею сделан вывод о перепрофилировании, изменении технологий, модернизации предприятия. Истец не производил перепрофилирования или достройки своих помещений, о чем свидетельствует инвентаризационное дело БТИ на здание цеха. В указанном инвентаризационном деле не зафиксированы какие-либо самовольные перепланировки и достройки.
Согласно пункту 2.3 Инструкции, временный запрет - это установленный должностным лицом госсанэпидслужбы запрет на определенный период с определением срока деятельности предприятия, выполнения технологических операций или пользования транспортом, если они не отвечают требованиям санитарных норм, применение ограничения невозможно или оно не устранит эти нарушения, но выполнение нарушителем определенных мероприятий позволит достичь соответствия санитарным нормам.
Важным является тот факт, что статья 42 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и Инструкция не предусматривают такой меры пресечения, как запрет работы цеха, что свидетельствует о нарушении применения ответчиком административной меры пресечения.
Пунктами 2.3, 3.7 Инструкции преду смотрено, что запрет деятельности может быть избран, если применение ограничения невозможно или оно не устранит эти нарушения, и в любом случае не может быть применено, если это может привести к возникновению аварийной ситуации.
Постановлением временно запрещена работа цеха питания предприятия. Устранение замечаний в работе предприятия, ставших причиной принятия обжалуемого постановления, возможно без принятия таких кардинальных мер, как запрет работы цеха предприятия, что полностью заблокирует обеспечение питанием. Это также подтверждается и судебной практикой, в частности, постановлением ВАСУ от 12 августа 2008 года по делу № К-5140/08/07.
Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод.
Постановление СЭС должно содержать обязательные реквизиты и отвечать по содержанию требованиям Инструкции. Наличие в нем существенных расхождений может быть основанием для отмены постановления.
В частности, в постановлении должны быть указаны:
1) место вынесения постановления;
2) полное название проверяемого предприятия;
3) местонахождение проверяемого объекта;
4) конкретное действие, которое лицо должно осуществить или от которого оно должно воздержаться;
5) четко: запрещает СЭС работу конкретного цеха или всех цехов предприятия, может ли предприятие открыть новый цех питания;
6) срок применения административных мер пресечения (не путать со сроком, с которого должно выполняться постановление);
7) указанные в постановлении нарушения предприятия должны отвечать фактам и надлежащим образом подтверждаться;
8) временный запрет может быть применен на конкретный период, который должен быть указан в постановлении.
Итак, статья 42 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и Инструкция не предусматривают такой меры пресечения, как запрет работы цеха, что свидетельствует о нарушении применения ответчиком административной меры пресечения. Санкции за нарушение должны быть соразмерными с самим нарушением, то есть устранение замечаний работы предприятия возможно без принятия таких кардинальных мер, как запрет работы цеха.