Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигацииВ знании - сила !!! > Архив статей > Статья

01.03.12 |  Экономика и финансы |  Электронные деньги никогда не будут "законными" в Украине?

В Украине все чаще для расчетов используются «электронные» деньги. Участники рынка констатируют: оборот соответствующих систем в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличился вдвое.

По данным Государственной налоговой службы Украины, объем расчетов «виртуальными» деньгами в 2011 году составил эквивалент 2,5 млрд гривен. Ведомство прогнозирует дальнейший прирост виртуального трафика, поэтому уже в 2014 году объем электронных расчетов на рынке может достичь 15 млрд гривен.

Игроки на поле

Системы «электронных» денег стали развиваться еще в начале 2000-х годов. Так, один из крупнейших игроков - WebMoney Transfer - вышел на украинский рынок в 2003 году. Первые же попытки нормативного урегулирования деятельности этого сегмента рынка были предприняты только в 2008 году.

В частности, своим постановлением № 178 от 25.06.2008 года Нацбанк обязал компании, выпускающие «электронные» деньги, в течение шести месяцев подать на согласование правила работы своих систем. Однако только в конце 2010 года были согласованы правила первых систем «электронных» денег - «Макси» (эмитент - ВиЭйБи Банк) и MoneXy (эмитент - банк «Контракт»).

Они только зарегистрированы в НБУ в качестве систем «электронных» денег. При этом «Макси» не является классическим оператором «электронных» денег. В данном случае речь идет, скорее, о дисконтном клубе (выпускается специальная карта Maxi Card), механизм работы которого по ряду признаков отвечает критериям обращения «электронных» денег.

В то же время на рынке функционирует система «ГлобалМани». Нацбанк согласовал правила этого оператора в качестве небанковской платежной системы, введя ее таким образом в правовое поле. В октябре 2011 года государственный Ощадбанк провел первую эмиссию «электронных» денег данной платежной системы.

Антон Тютюн, заместитель председателя правления Ощадбанка, выделяет три основные причины, по которым сотрудничество банка с оператором «электронных» денег может быть выгодно. Во-первых, банк получает в распоряжение остатки на счетах системы. Естественно, по мере того как работа оператора будет набирать обороты, остатки на счетах будут расти.

Во-вторых, банк становится агентом системы по приему средств для пополнения «виртуальных кошельков», а также по выводу денег из системы. То есть начинает зарабатывать на комиссионных платежах. В-третьих, все торговцы, которые будут принимать к оплате «электронные» деньги «ГлобалМани», будут открывать счета в Ощадбанке. А значит, банк привлечет на обслуживание новых клиентов.

Пока зарегистрированные Нацбанком системы обеспечивают скромную долю в совокупном обороте «электронных» денег в Украине. «В 2010 году банки, которые согласовали в НБУ правила систем «электронных» денег, их эмиссию не осуществляли. По данным банков - эмитентов «электронных» денег, в 2011 году пользователи оплатили «виртуальными» деньгами товары на 115,7 млн гривен», - отмечают в Нацбанке. По данным НБУ, на 1 января 2012 года общий объем эмитированных «электронных» денег в зарегистрированном секторе составлял всего 4,13 млн гривен.

Вне игры

Сразу отметим, что действующим в Украине законодательством не определено понятие «электронные деньги». Но поскольку процедура принятия законов в Украине долгая и сложная, а любая деятельность должна быть урегулирована, Нацбанк решил взять инициативу в свои руки. В конце 2010 года он утвердил обновленную редакцию Положения «Об электронных деньгах» (постановление НБУ № 481 от 04.11.2010 года).

Фактически это постановление является сейчас единственным нормативно-правовым актом, который определяет, что такое «электронные деньги», и регулирует их эмиссию и обращение на территории Украины. В то же время, по мнению юристов, более логичным было бы изначальное принятие соответствующего закона, а затем, на его основании, - Положения НБУ.

Впрочем, на протяжении двух последних лет в ВР разные парламентские фракции неоднократно выносили на рассмотрение законопроекты «Об электронной торговле», «Об электронной коммерции» и т. п. К сожалению, ни один из них пока не принят. Примечательно, что сам банковский регулятор решил приостановить процедуру согласования правил систем «электронных» денег до принятия соответствующего закона еще в декабре 2010 года. В итоге, игроки рынка, не успевшие пройти соответствующие процедуры, впали в немилость к чиновникам.

Нацбанк периодически делает выпады в сторону систем «электронных» денег, которые не успели согласовать с ним свои правила. Так, в июне 2011 года регулятор разослал банкам письмо № 25-112/1575-7731, в котором сообщил: «Правила систем WebMoney Transfer и «Яндекс. Деньги» не согласовывались с НБУ, и ни один из банков не зарегистрировал договор о членстве или об участии в этих платежных системах. Для безопасности осуществления расчетов следует пользоваться услугами тех платежных систем, которые согласовали правила в НБУ».

Впрочем, в самих компаниях не признают претензий со стороны банковского регулятора. В пресс-службе WebMoney БИЗНЕСу сообщили: «Мы подали правила системы «электронных» денег в соответствии с постановлением НБУ еще в 2010 году. Отказа, как и положительного решения о согласовании системы, не получили по сей день. Единственный документ, который мы имеем, - ответ НБУ нашему будущему банку-эмитенту (УкрПрофБанку) на запрос о судьбе поданных на согласование правил».

Действительно, в письме НБУ от 25.05.2011 года, подписанном заместителем председателя Верой Рычаковской, говорится, что регулятор приостановил процедуру согласования правил систем «электронных» денег до момента урегулирования вопросов, связанных с «электронными» деньгами, в украинском законодательстве. В компании WebMoney уверяют, что принципы их работы, с точки зрения надежности, не отличаются от принципов работы систем, которые успели зарегистрироваться.

«Пока WMU (учетная денежная единица системы. - Прим. ред.) обращаются внутри системы, денежное обеспечение хранится на счете системы в расчетном банке и никуда не расходуется. Система исполняет (погашает) свои обязательства, т. е. выдает деньги взамен WMU (производит «вывод» из «кошелька») в любой момент по требованию пользователя», - говорится на сайте компании.

Так или иначе, WebMoney продолжает активно развиваться. Пользователями данной системы являются более 2 миллионов физических и юридических лиц. Средний размер одного платежа - 300 гривен. Примечательно, что с данной платежной системой сотрудничают многие банки и даже госпредприятия.

К примеру, в январе текущего года у пользователей WebMoney появилась возможность обналичить «электронные» деньги в любом из отделений «Укрпочты». Максимальная сумма одного перевода составляет 5 тыс. гривен, количество переводов не ограничено. При осуществлении переводов «Укрпочта» взимает комиссионные в зависимости от суммы в размере 1,2-4%. При этом минимальный размер комиссионного платежа - 5 гривен.

Кодекс чести

В начале текущего года угроза нависла и над системами «электронных» денег, прошедшими регистрацию в Нацбанке. После вступления в силу изменений в Налоговый кодекс игроки рынка «электронных» денег рискуют потерять значительную часть своих клиентов, работающих на упрощенной системе налогообложения.

Пострадают и предприниматели, бизнес которых тесно связан с Интернетом. Дело в том, что большинство интернет-магазинов принадлежат частным предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога.

Согласно ст. 291.6 Налогового кодекса плательщики единого налога должны совершать расчеты за отгруженные товары (проделанные работы или предоставленные услуги) исключительно в наличной и (или) безналичной денежной форме. Это означает, что принимать «электронные» деньги в качестве оплаты за свои товары и услуги они де-юре уже не могут.

Согласно постановлению НБУ № 481 от 04.11.2010 года, операции с «электронными» деньгами нельзя отнести ни к наличной, ни к безналичной форме расчетов. Поэтому если интернет-предприниматель - плательщик единого налога начнет принимать платежи даже через утвержденные НБУ системы «электронных» денег, например, «ГлобалМани» или MoneXy, он рискует лишиться права работать на едином налоге с аннулированием текущего свидетельства.

Получается, что физическое лицо - покупатель сможет рассчитаться за купленный в интернет-магазине товар либо наличными (курьеру), либо банковской картой. Поэтому даже зарегистрированные украинские системы «электронных» денег рискуют остаться не у дел.

Кто на кассе

Сразу отметим, что речь идет не о безналичных расчетах с использованием национальной и (или) иностранной валюты - реальных денег. Имеются в виду деньги «виртуальные», создаваемые для расчетов за товары и услуги в интернете.Услуги по расчетам «электронными» деньгами предоставляют специализированные платежные системы.

Схема их работы достаточно проста. Пользователь открывает «виртуальный кошелек» (аналог текущего счета в банке) и вносит туда деньги (реальные). Пополнять «кошелек» можно через отделения банков, с которыми сотрудничает платежная система, либо таксоматы. Также можно зачислить в «виртуальный кошелек» средства с платежной карты либо со своего банковского счета, используя интернет-банкинг.

 

Пользователь системы получает возможность рассчитываться с торговцами или провайдерами услуг, которые принимают «электронные» деньги к оплате (по аналогии с карточными расчетами).

Как правило, «электронными» деньгами оплачивается оборот интернет-коммерции. В данном случае «электронные» деньги - это способ оплаты, который конкурирует с платежными картами.

При этом расчеты «виртуальными» деньгами привлекают пользователей своей дешевизной и анонимностью. Поэтому они, как правило, используются для осуществления мелких платежей в сети, например, при покупке контента (видео, музыки и т. д.).

Электронные нормы

«Электронные» деньги - единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, являются денежным обязательством эмитента и принимаются как средство платежа прочими, нежели эмитент, лицами. Выпускать (эмитировать) «электронные» деньги имеют право только банки.

«Электронные» деньги могут быть номинированы только в гривнах.Должно быть обеспечено 100%-ное покрытие «электронных» денег реальными наличными и безналичными средствами. Сумма «электронных» денег в электронном устройстве («кошельке») не может превышать 8 тыс. гривен.

Из постановления НБУ № 481 от 04.11.2010 года.

Банкир - о преимуществах

Павел Крапивин, первый заместитель председателя правления банка «Контракт»:

- «Электронные» деньги - это способ платежа, конкурирующий с карточными расчетами и платежами через таксоматы. «Электронные» деньги имеют ряд преимуществ. Так, карточные платежи предполагают ввод данных в сеть - это риск мошенничества. В то же время при использовании «электронных» денег применяются динамические пароли для каждой транзакции.

При этом максимальный риск ограничивается остатком в «кошельке», а он сейчас не может превышать 8 тыс. гривен. Кроме того, «электронные» деньги дешевле, чем переводы без открытия счета. Да, есть плата за вывод денег, но можно же не выводить деньги, а потратить их на покупки. Вместе с тем, согласно нормативной базе, «электронными» деньгами нельзя обслуживать так называемые b2b-транзакции (расчеты между юридическими лицами).

Еще один плюс «электронных» денег - анонимность. Например, в нашей системе для открытия текущего счета нужен только номер мобильного телефона, тогда как для банковских переводов необходима полная идентификация. Так что «электронные» деньги - это единственная возможность остаться инкогнито.

Считаю, что системы, зарегистрированные в НБУ, более надежны, так как эмитентом «электронных» денег является банк. Это значит, что есть ответственное лицо, которое всегда превратит «виртуальные» деньги в реальные.

В незарегистрированных системах такой гарантии нет. Представьте, вы купили «электронные» деньги, но они исчезли из «виртуального кошелька». К кому вы обратитесь? Банк же эмитирует «электронные» деньги только при 100%-ном покрытии реальными деньгами. «Виртуальные» деньги незарегистрированных систем пользователь покупает на свой страх и риск, так как не знает, есть денежное покрытие на эти суммы или нет.

«Карточник» - о конкуренции

Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем:

- Не вижу угрозы для карточных расчетов от развития «электронных» денег. Оба эти направления призваны бороться прежде всего с наличными расчетами. Я не являюсь пользователем «электронных» денег, так как нет таких платежей, которые я бы не мог сделать с помощью платежной карты, текущего счета или интернет-банкинга.

В то же время я являюсь держателем Maxi Card, пользуюсь соответствующей дисконтной системой. Достаточно часто «электронные» деньги интересны для осуществления транзакций между физическими лицами. На мой взгляд, развитию рынка «виртуальных» денег препятствует отсутствие необходимой нормативной базы. Например, в России недавно был принят соответствующий закон.

Думаю, что и в Украине существует потребность в логически выстроенной системе контроля, когда Нацбанк может заглянуть в любую систему «электронных» денег и понять, как все работает, есть ли уклонение от налогообложения или использование виртуальных расчетов в схемных операциях.

Юрист - о коллизии

Владимир Саенко, управляющий партнер юридической компании «Всеукраинская правовая группа»:

- С одной стороны, Налоговый кодекс декларирует снижение налоговой нагрузки на «лицензированные» Нацбанком системы «электронных» денег. Так, в соответствии с пп. 196.1.5 ст. 196 Кодекса операции по расчетно-кассовому обслуживанию не являются объектом обложения НДС.

Для реализации этой нормы постановлением правления НБУ № 400 от 15.11.2011 года утвержден Перечень типовых операций по расчетно-кассовому обслуживанию.

В этот перечень вошли и операции с «электронными» деньгами: выпуск, погашение, распространение и т. д. В то же время п. 15 ст. 299 Кодекса гласит, что в случае применения плательщиком единого налога формы взаиморасчетов, отличной от наличной и безналичной, плательщик лишается права работать на едином налоге с аннулированием текущего свидетельства.

Таким образом, получается, что преференции системам «электронных» денег Налоговым кодексом предусмотрены, а вот такая форма расчетов, как «электронные» деньги, - нет. Эта коллизия является следствием отсутствия закона, который бы дал четкое определение понятия «электронные деньги».

Логично предположить, что после принятия закона будут внесены и соответствующие изменения в Налоговый кодекс, которые позволят малому и среднему бизнесу беспрепятственно использовать системы электронных платежей, не опасаясь санкций со стороны проверяющих органов.

http://www.business.ua/articles/virtualnie_dengy/Elektro__ne_Ko-26391/?


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннерhttp://posovesti.com.ua/NewsList.aspx