Местная система здравоохранения устроена совершенно иначечем странах СНГ. Да, она работает слаженно, её уровень в целом лучше, чем у нас, да и с серьёзными заболеваниями здесь борются успешнее, чем на родине. Но помимо этих неоспоримых достоинств существуют и другие нюансы местной медицины, которые приезжему не всегда понятны, а иной раз и вовсе кажутся странными.Вызов врача на дом в Германии не является распространённой практикой, неотложки не существует, а вызвать скорую помощь так, чтобы не выкладывать потом за ложный вызов от 200 до 800 евро, можно в строго определённых случаях.
В Германии услугами оказания срочной медицинской помощи и тушением пожаров занимается одна и та же организация - Notdienst, которая вызывается по телефону 112. Помимо неё ещё есть служба срочной медицинской помощи (Ärztlicher Bereitschaftsdienst), при помощи которой тяжелобольные могут вызвать врача к себе домой. Для тех, у кого есть частная страховка или просто много денег, существуют и частные службы скорой помощи. Отличаются они друг от друга вот чем:
Ещё в приёмной клиники вас попросят предъявить пластиковую карточку, на которой сохранены все ваши личные данные и номер страхового полиса. До начала осмотра вам должны сообщить, какие услуги покрывает ваша страховая компания, а какие - нет.
Государственная служба скорой помощи приедет к вам только в том случае, если болезнь будет угрожать вашей жизни, а счёт будет идти на минуты. На месте они скорее всего не сделают ничего, а просто перевезут вас на подходящей для этого машине в больницу, в отделение срочного приёма. Таким образом, государственная служба скорой помощи - своего рода такси для тяжелобольных.
Врачи, которые можно заказать через службу скорой медицинской помощи, в свою очередь, отличаются от государственной скорой помощи только тем, что они не отвезут вас в больницу, а ограничатся лишь направлением. Они могут оказать вам неотложную медицинскую помощь, но поскольку денег им за лечение не платят, а на каждого пациента выделено около пяти минут, делать они этого, скорее всего, не станут. Зато они смогут поставить диагноз, и во многих случаях этого будет уже достаточно. Перемещается этот врач по городу на такси, что должно обещать большую оперативность, но поскольку таких врачей даже на крупный город выделяется не больше одного-двух, скорость обслуживания больных незначительна. С учётом вынужденной и постоянной спешки, времени, которое врачи проводят у больного, не хватает на полноценное обследование или лечение. Такие врачи могут разве что выписать направление к другому.
В отличие от предыдущих двух групп, частные службы скорые помощи занимаются тем, чем занимается обычная скорая помощь у нас. При вызове частного скорого врача, он приезжает с полным лекарств чемоданчиком, делает осмотр, при возможности - оказывает первую помощь или проводит полноценное лечение сразу на месте. К тому же такому врачу не нужно ничего объяснять или просить приехать скорее: поскольку врачи частных служб скорой помощи преследуют в первую очередь собственные финансовые интересы, приезжают они быстро и практически по любому поводу, кроме, разве что, самых надуманных. Однако у этих врачей есть и большой недостаток, а именно - высокая стоимость. Частные скорые помощи, как и клиники, работающие исключительно с частными клиентами, не входят в среднестатистический страховой полис, а это значит за них придется платить отдельно. В выходной день чек за вызов вряд ли составит менее 300 евро.
Отдельные педиатры указывают, что их медицинская практика допускает визиты на дом, но, как правило, это скорее редкость и относится только к посещению новорождённых. В основном же врачи, как детские, так и взрослые, больных на дому не посещают. Для того чтобы наблюдать грудничков, молодые мамы ищут себе патронажных сестёр, которые будут приходить на дом в первые месяцы жизни малыша. А для пожилых пациентов существуют специальные службы ухода, которые приходят с регулярными визитами и оказывают рутинную медпомощь.
Все остальные жители Германии, имеющие страховку, в случае болезни отправляются прямиком к лечащему врачу, с температурой или без неё. Попасть к доктору на приём в Германии можно достаточно оперативно - записаться можно в день обращения. Впрочем, это правило касается только врачей общей практики - терапевтов, зубных и так далее.
Попасть же к специалисту более узкого профиля сложнее. Для этого, во-первых, нужно будет направление от лечащего врача, а во-вторых, предварительная запись. Опять же, в экстренных случаях лечащий врач может ускорить время приёма, но для этого нужны будут действительно веские основания.
В обычной же ситуации придётся ждать: чтобы попасть к кардиологу, дерматологу или на МРТ, нужно подождать около месяца, на поход к гастроэнтерологу нужно записываться за два месяца.
А привыкшие к системе отечественной медицины, часто ропщут на то, как лечат в Германии. Основной подход немецкого врача заключается в том, что пациент - априори - здоров, а значит, скрытых и подозрительных болезней просто так тут не ищут. Для того чтобы начать искать болезнь, нужен повод - конкретные жалобы пациента.
Без жалоб врач не будет брать анализы и давать направление на дальнейшие исследования. А чтобы снизить риски "незамеченных болезней", тут регулярно проводят диагностику в соответствии с возрастом и всячески поощряют пациентов не отлынивать. Так, те, кто не забывает проходить диспансеризацию вовремя, получают от страховой компании дополнительные бонусы и даже один выходной день, выделенный на посещение врачей.
Лекарства врачи тоже прописывают не очень охотно: как правило, либо рекомендуют выждать несколько дней, поддерживая режим обильного питья, и выдают шарики гомеопатии для ускорения процесса, либо назначают антибиотики и гормональную терапию, чтобы намертво выжечь причину жалоб.
Рядовые врачи этими методами и ограничиваются, поэтому, если в результате назначенной терапии улучшения не произошло, лучше проситься на приём в больницу или к профильному доктору, который более внимательно отнесётся к постановке диагноза и назначенному лечению.
Если время болезни некстати пришлось на те часы, в которые врач не работает, у больного есть несколько вариантов:
1. Самый распространённый - подождать до завтра или попробовать связаться с доктором самостоятельно. Пациент может позвонить в приёмную медицинской практики и попросить доктора перезвонить, но обязан сперва озвучить причину звонка (узнать результаты анализов, уточнить насчёт прописанных лекарств и так далее). Мобильные телефоны лечащих врачей получить невозможно. Исключение - отдельные педиатры, которые указывают на своих страницах телефоны для срочной связи.
2. Редко используемый - вызвать на дом врача. Существует медицинская служба дежурств, которая может отправить на дом врача в том случае, если человек лежит с высокой температурой или нуждается в медицинской помощи в то время, когда обычный врач не работает. Такого доктора можно вызвать в вечерние и ночные часы, а также в выходные и праздничные дни. Этот вызов выглядит примерно так же, как знакомый нам приход участкового: человек со стетоскопом и квалификацией терапевта приходит домой, производит поверхностный осмотр, оставляет рецепт на необходимое и уходит. Я наблюдала такой визит лишь однажды и не была очарована сутулым мужчиной, прошедшим в квартиру в пальто и ботинках, пропустившим обязательное мытьё рук и просмотревшим двустороннее воспаление лёгких у родственника.
3. Самый критический - вызвать скорую помощь. С ней у немцев тоже не всё так просто. Ситуации, в которых можно вызвать скорую, чётко регламентированы. Сама по себе скорая помощь - это машина с бригадой парамедиков, основная задача которых - довезти тебя до больницы живым. Врачи, которые работают на скорой, не ставят своей целью поставить точный диагноз или вылечить больного, - они должны максимально оперативно доставить пациента в больницу. Такая скорая помощь в обязательном порядке вызывается в случае аварии. А вот для того, чтобы вызвать скорую помощь на дом и быть уверенным в том, что расходы на неё покроет страховая компания, нужны веские основания: угроза жизни, инфаркт, сильное кровотечение или потеря сознания и так далее.
Роженица может вызвать скорую помощь только в том случае, если у неё отошли воды, но не по причине наступления схваток. В последнем случае считается, что можно вызвать такси или доехать на собственном транспорте.
Если вы сломали ногу, у вас есть все основания звонить в скорую помощь, поскольку сесть в обычную машину вы вряд ли будете в состоянии. А вот сломанная рука таким основанием не является - с ней придётся добираться до больницы самостоятельно.
Сомневающиеся в том, критический ли у них случай, могут позвонить в страховую компанию и уточнить, является ли сложившаяся ситуация неотложной для требования медицинской помощи и будут ли расходы на неё оплачены страховкой. Скорая помощь доставляет всех пациентов в приёмный покой экстренного отделения ближайшей больницы, и таких пациентов врачи осматривают в первую очередь. В том случае, если вызов скорой окажется оправдан лечащим врачом, больному нужно будет позднее оплатить сервисный сбор в размере 5-10 евро.
Если же врач сочтёт вызов скорой помощи неоправданным, страховая компания имеет право не возмещать стоимость вызова, а значит, придётся платить из своего кармана от 200 до 800 евро.
4. Самый популярный, он же самый неприятный и трудозатратный - отправиться в приёмную экстренного отделения ближайшей больницы. Этот способ хорош тем, что в больнице вас не отпустят домой, пока не возьмут все необходимые анализы. Но есть у него и один существенный недостаток: ждать своей очереди и результатов приёма придётся не один час. Именно поэтому в тех случаях, когда есть подозрение на действительно критическую ситуацию, отдавать ему предпочтение не стоит.
Скромная бабушка моей знакомой, у которой было подозрение на инфаркт, отказалась от вызова скорой помощи и умерла, не дождавшись своей очереди в приёмном покое больницы.
Время ожидания в больничном приёмном покое - одна из главных причин нарекания пациентов: прождать можно несколько часов, даже если приёмная будет казаться полупустой. Личный рекорд из знакомых мне - четыре часа ожидания первичного приёма и 12 часов суммарного ожидания с момента входа в больницу до принятия решения о госпитализации.
Причина проста: как правило, дежурная бригада врачей несёт ответственность и за тех, кого привозят в отделение на скорой, и за тех, кто уже находится в стационаре, и за тех, кто пришёл самостоятельно с жалобами. Причём третья категория обслуживается в последнюю очередь и по степени критичности.
Например.. случаи отказа от вызова
Как-то раз в выходной день я неожиданно стала задыхаться, и мы с мужем помчались в больницу, чтобы срочно выяснить причину и принять меры. Нам с самого начала дали понять, что приоритетным пациентом сегодня мне не быть. Но когда через два часа ожидания из палаты напротив вывезли носилки, накрытые простынёй, меня быстро перестало беспокоить моё дыхание, и ждать приёма расхотелось. Тем не менее для тех, кому срочно необходима медицинская помощь, включающая полноценную диагностику, этот метод часто оказывается самым подходящим.
Главное - запастись терпением. Сами врачи экстренных отделений, впрочем, говорят, что лучше "перебдеть, чем недобдеть" и лишний раз прийти в случае беспокойства, чем дотерпеть до критического состояния.
Однако один несомненный плюс у такой системы есть. Эта методология очень быстро излечивает от ипохондрии, потому что даже самому отчаянному ипохондрику достаточно одного-двух визитов в отделение экстренной помощи, чтобы признать себя здоровым в общем-то человеком и впредь держаться подальше от больниц без действительно веского повода для их посещения.
Примеры: отец упал с лесницы очень сильно повредил ногу и ударился головой, но мог пончалу еще передвигаться, жаловался правда на головокружение. Мы повезли его в больницу сами (у нас рядом, 7 минут). Нам сказали, можно было вызвать скорую - потому что человек пожилой и в любую минут мог бы потерять сознание, терял кровь и ударился головой.
Дочь сломала ногу, мы повезли в больницу сами, хотя я и ждала мужа с работы 2 часа - здесь скорая была бы неоправдана, потому что ребенок был всего лишь немобильный, но с ней ничего не случилось бы еще три часа (кроме боли).
След. случай: у ребенка температура 39 целый сутки, даю сироп, температура сбивается на 1 градус на два часа. В итоге ночью набираю 116117, объясняю ситуацию, говорит, что можно давать сироп каждые 2 часа, а не ждать 4, как стоит на упаковке, черт меня угораздил сказать, что ребенок плохо дышит. Она тут же говорит мне, что немедленно отправляет скорую, но я пояснила, что дышит плохо потому что у нее астматический синдром, мы проингалируем и ей легче. Все неотложку отменили, но сказала, что я могу звонить хоть целую ночь напролет и при малейшем ухудшении к нам направят скорую.
Иногда просто не знаешь куда обратиться. Еще один пример. Звонит мой дядя в выходной дней (инвалид, плохо ходячий), говорит, что кровь течет из носа уже 4 часа подряд и не проходит. Набираю 116117, мне называют адрес HNO клиники (о которой я даже не подозревала) и говорят, что он может поехать туда на такси с сопровождением, а если с ним никого нет, то направят к нему Sanitätswagen. Поехал на такси.
И последний пример: у брата с вечера болела правая рука, утром проснулся - болит грудь, правая рука и затруднения в дыхании. В паники и подозревая инфаркт, вызывают скорую. Подозрение не подтвердилось, у него после аварии (была 10 дней до того) и ушиба легких, собралась вода в легких и вызвала такие симптомы. Но скорая была оправдана, потому что по симптомам мог бы быть инфаркт.
Как-то так. Система требует в принципе от пациента и его близки трезвой оценки ситуации - могу я что-то сделать сам/а, добраться (довезти) до клиники, врача, хирурга или человек нуждается действительно в неотложной