Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигацииВ знании - сила !!! > Архив статей > Статья

08.06.11 |  Потребителям |  Реклама не только "двигатель торговли" ,но и обмана...


Как мы уже выяснили, часть первая Уголовного кодекса определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

В свое время Уголовный кодекс содержал также статью , которая определяла ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Невооруженным глазом видно, что эти преступления имеют в своей основе одно - обман. Статья Уголовного кодекса утратила силу (что, по мнению многих, в том числе и автора, несвоевременно). Однако было бы наивно полагать, что реклама перестала быть средством совершения мошеннических действий.

Напомним еще раз, ибо это важно именно для разговоров о рекламе, что мошенничество может быть совершено путем обмана и злоупотребления доверием.

Под обманом можно понимать:

- всякое искажение истины или умолчание об истине, где под истиной понимается правильное отражение действительности в мысли, сознании человека;

- сокрытие фактов или обстоятельств, которые лицо обязано было сообщить;

- сознательное искажение истины или умолчание о ней;

- умышленное искажение или сокрытие истины с целью введения в заблуждение;

- сообщение ложных сведений либо сокрытие, умолчание о тех или иных обстоятельствах, сообщение о которых обязательно.

Вам ничего это не напоминает? Не это ли вы видите каждый день по телевизору, слышите по радио? Все эти признаки непосредственным образом принадлежат рекламе.

Пусть меня осудят профессионалы в области рекламы, но я все-таки выскажу свое мнение (тем более, что профессионалам-рекламщикам нечего искать в данной книге). Реклама, по моему мнению, - это один из способов мошенничества. Это особый вид информационного воздействия на психику человека. В процессе рекламной кампании в заблуждение вводится конкретный человек, группа людей или огромное количество людей. При помощи рекламы также поддерживается уже сформированное заблуждение путем сообщения ложных сведений либо несообщения о сведениях, которые лицо должно было сообщить с целью побуждения потерпевшего к распоряжению своим имуществом.

Есть еще одна, очень большая проблема.

Содержание рекламы, как правило, всегда приукрашивает действительность. Древний принцип "Не обманешь - не продашь" проявляется здесь в полной мере. Реклама доводит до нас разнообразные обстоятельства (относительно которых нас вводят в заблуждение) или факты (сообщение о которых удержало бы нас от принятия решения подставить голову для битья и отдать все деньги, сэкономленные на мороженом).

И что любопытно! Границы обмана до такой степени подвижны, так скоро и с такой готовностью изменяются по мере развития бизнес-этики, что иногда бывает сложно отличить мошенничество от деловой сметки.

Это не шутка. Ни доктрине уголовного права, ни судебной практике не удается выработать достаточно четкие критерии такого разграничения. Некоторые разновидности обмана вообще невозможно признать преступными.

Не верите? Загляните в свой почтовый ящик. Из всего количества писем, которые вы там обнаружите, наверняка найдется хотя бы одно следующего (или похожего) содержания: "Покупайте новейшее средство для похудания! Только благодаря ему я похудела за 30 дней на 50 килограммов (фотографии прилагаются). Я обрела уверенность в себе (вышла замуж за олигарха, нашла прекрасную работу, переехала в новую роскошную квартиру на Рублевском шоссе)! Если вам эти витамины не помогут, то мы вернем деньги".

Обратите внимание на эту последнюю фразу. Похудеть-то вы похудеете. Для этого всего-навсего надо посещать тренажерный зал, соблюдать диету, нервничать (все это проверено на собственном опыте). Однако за 30 дней на 50 килограммов - это вряд ли.

Итак, вы не похудели. Наверное, хотите вернуть свои деньги? Чтобы их вернуть, надо доказать, что витамины употреблялись строго по инструкции, без малейших отклонений в питании и образе жизни. И все равно еще придется советоваться с юристом, нанимать его для представительства, производить экспертизы и т. д. Себе дороже!

Реклама как один их способов обмана, проявляется еще и в определенных формах:

- активный обман, т. е. искажение истины;

- пассивный обман, т. е. умолчание об истине.

Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение лица посредством сообщения заведомо ложных сведений, создающих у потерпевших ошибочное представление о представленной информации.

Пассивный обман есть умолчание о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить о которых виновный был обязан, в результате чего потерпевший заблуждается относительно предоставленной информации и претерпевает убытки.

Мошенническое умолчание об истине может касаться любых сведений, сообщение о которых удержало бы потерпевшего от передачи соответствующего имущества.

За примерами далеко ходить не надо. Перед глазами мой сосед - полиглот, историк и умница, который попался на прекрасную по своей простоте и гениальности комбинацию. На каком-то немецком сайте он обнаружил объявление о том, что проводится лотерея на знание немецкой истории и литературы. Получил письмо, в котором говорилось следующее: "Поздравляем, вы прошли все туры и теперь получаете этот новый спортивный "BMW" новейшей модели! Это спортивный кабриолет, который Вы видите на картинке. Он ваш. Ваши дети будут без ума от счастья. Вам только надо оплатить (далее следует сумма) - и она у вас дома!"

Не буду врать - машину сосед получил. Правда, она была размером с кошку, зато действительно такая же, как на картинке!

Дети были в восторге.

(Это то, что в криминологической виктимологии называется рекламный обман.) Вроде и обманули, и денег нет, а придраться не к чему.

Желчные криминалисты вовсю злопыхают, говоря о том, кто именно становится жертвами таких мошенников. Тут и степень уязвимости на психологическом уровне, и потенциальная способность стать при определенных обстоятельствах жертвами рекламного обмана, и неспособность избежать его там, где объективно этого можно было бы избежать. И всему виною, как всегда, оказывается жадность, глупость, страсть к наживе и азарт, доверчивость и легкомыслие, некритичность, элементарная неосмотрительность и неумение разобраться в ситуации, алчность и корыстолюбие.

Идем дальше. У меня есть знакомый ребенок (один из многих), которого с младых ногтей невозможно было уговорить поесть (почистить зубы, постричься и т. д.). То есть все это можно было сделать, но при условии, что он будет сидеть перед голубым экраном и смотреть... рекламу.

Это дети. Теперь прислушайтесь к тому, как и о чем говорят люди вокруг, ваши коллеги, близкие, вы сами. Наверняка вы услышите достаточное количество штампов, слов, суждений, которые появились именно в результате активного или пассивного потребления рекламы. Реклама - это один из важнейших социальных факторов, она серьезно влияет на развитие личности. В любом возрасте. Она постоянно изменяется и совершенствуется.

И все эти рекламные достижения во многих случаях используется для получения легкой прибыли.

Вернемся к моему любимому примеру - финансовые пирамиды. Если вам кажется, что они уже канули в Лету, то вы ошибаетесь. Смешно думать, что в настоящее время это невозможно, и финансовые пирамиды исчезли. Это не так. Они лишь трансформировались и стали действовать более изощренно. Появляются новые фирмы, новые обещания и гарантии. И, как следствие, новые вкладчики! И вновь, как и ранее, способ хищения - заведомо ложная реклама.

Зайдите в Интернет и наберите в любом поисковике что-нибудь наподобие "Инвестиции под 1,5% ежедневно!" Увидите, что будет.

Суть мошеннических операций, совершаемых в финансовых пирамидах (теперь они называются, как правило, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, венчурные фонды и т. д.), заключается в том, что кто-то создает коммерческую организацию не в целях получения прибыли, а для привлечения вкладов граждан. Эта организация функционирует на принципе приоритета первого вкладчика.

Разберем процесс формирования пирамиды поэтапно.

Этап N 1: производится массовый прием вкладов граждан. При этом организация гарантирует вкладчикам выплату высоких процентов.

Этап N 2: когда на счетах компании собирается определенная сумма, производятся частичные процентные выплаты по вкладам. В результате оказывается огромный психологический эффект на потенциальных "вкладчиков" (т.е. жертв).

Этап N 3: количество вкладчиков возрастает в геометрической прогрессии. В ряде случаев следуют вторичные выплаты. Как правило, руководители компании в этот период различными способами присваивают полученные средства. Деятельность компании построена на том, что выплата вкладов и процентов по ним производится не за счет полученных доходов, а за счет поступления средств от новых вкладчиков.

Этап N 4: наступает момент, когда выплатить обещанные последним вкладчикам суммы не представляется возможным.

Позвольте представить на ваш суд данные, полученные лично автором, благо на период с 1991 по 1995 годы пришлось становление моей юридической карьеры. Проще говоря, в это время я работала в суде и принимала заявления от обманутых вкладчиков.

В этот период времени было выявлено 170 мошеннических фирм, имеющих 334 филиала в российских регионах.

На счету "Русского дома Селенга" - 2,4 млн. вкладчиков (общей суммой на 2,8 млрд. руб.). Этой структурой выплачено 45 млн. руб. "Русской недвижимостью" обмануты 1,5 млн. человек на 1 млрд. руб. (передано вкладчикам 35 млн. руб.). "Хопер-Инвест" - 4 млн. вкладчиков на 500 млн. руб. (выплачено 20 млн. руб.). "Тибет" обманул 288 тыс. человек (реализовано имущества на сумму 15 тыс. долларов).

А вот данные Федерального общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров: в середине 90-х годов было создано 1800 финансовых пирамид, выманивших у населения свыше 13 трлн. руб. Вкладчикам возвращено около 260 млн. руб.

У нас в стране только зарождается цивилизованный подход к финансовым вложениям. Некоторые наиболее грамотные люди уже способны сначала собрать достаточно сведений о предполагаемых деловых партнерах, отбросить надежду на "авось" и на случайное везение, а при возникновении подозрений относительно выгодности сделки воздержаться или приостановить вложение денежных средств.

Однако большинство частных инвесторов по-прежнему составляют игроки, которые скорее закроют глаза на принципы экономики. Они игнорируют аналитическую литературу, не советуются с профессионалами, не читают биржевых сводок и т. д. Все это приводит к тому, что указанные лица становятся потерпевшими по делам, подпадающим под признаки коммерческого мошенничества.

Людей, ставших жертвами махинаторов, можно разделить на две группы.

Группа N 1 достаточно характерна. Она составляет большинство "вкладчиков". Это люди доверчивые и легковерные. Их любимый персонаж - Буратино, а предел мечтаний - Поле чудес (это шутка). Иначе говоря, у них превалирует желание обогатиться, не затрачивая особого труда. Как правило, у них невысокий уровень образования и нежелание его повышать. Они неохотно овладевают новыми серьезными знаниями, не могут анализировать ситуацию. Весьма важна и эмоциональная компонента - эти люди эмоционально зависимы от окружающих их людей и обстоятельств, легковнушаемы и не уверены в себе. Это люди, дезориентированные скачком к рыночным отношениям (не поворачивается язык назвать это явление "переходом"). Экономическая безграмотность (а откуда взяться грамотности?!), неумение реально оценить выгодность той или иной сделки привело к тому, что новички - участники рыночной экономики - потеряли массу денег, веря в выплату больших процентов, покупали акции либо одной компании, либо нескольких, но схожих по сфере деятельности.

(От себя замечу, что если уж и ввязываться в авантюры, то логичнее приобретать смешанные пакеты акций. Говорят, это называется "диверсификацией" и снижает степень риска в случае банкротства какой-либо из фирм).

Группа N 2 представляет собой противоположность группе N 1. Роднит их то, что они тоже становятся жертвами, хотя и обладают высокой (точнее, завышенной) самооценкой, считают себя профессионалами с прекрасно развитыми деловыми качествами, сведущими в различных областях знаний. Проблемы всех потерпевших по делам данной категории в том, что они не смогли (как внутренне, так и внешне) заранее приспособиться к возможному риску.

Возраст жертв различен. Это может быть и человек двадцати лет, и пожилой - семидесяти лет. В числе пострадавших примерно равное количество мужчин и женщин.

источник фото sevendays.com.ua

http://alldocs.ru/


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннерhttp://posovesti.com.ua/NewsList.aspx