Отношения врачей и пациентов в Украине далеки от цивилизованности. Номинальная, юридическая бесплатность отечественной медицины очень дорого обходится гражданам. По закону, что получено бесплатно, например, забытый железный болт в ноге - не может быть предметом иска. Ну, или может быть, но с чрезвычайными усилиями и смешной компенсацией в результате. Ситуацию комментирует Денис Полтавец, директор Открытого института гражданского здоровья.
- Денис, Вы как специалист по защите прав потребителей, скажите, почему, когда наши права в больницах и поликлиниках нарушаются, мы их не защищаем? Почему мы позволяем докторам выписывать нам не те лекарства, проводить анализы, которые нам не нужны, и так далее?
- Тут есть несколько факторов - как личных, так и сугубо юридических.
Во-первых, действительно, мы не защищаем свои права в больнице. Если подобрать ряд учреждений, в которых мы можем «становиться в позу», звать начальство, требовать, чтобы нам объяснили, что происходит и почему происходит именно так, то больница в этом списке окажется на предпоследнем месте. Ровно перед силовыми органами.
Это происходит по одной простой причине - врач, как и милиционер, имеет власть над нами. Однако если в случае с правоохранителями эта власть ярко и четко выражена, то врач имеет власть посредством полного превосходства в обладании информацией. И, скандаля с врачом, мы больше не уверены, что он нас будет именно лечить, а не «доить» или «залечивать», например.
Во-вторых, - и это главное - по украинскому законодательству мы не являемся потребителями медицинских услуг, потому что мы за них не платим. А раз мы не покупаем услугу, то и закон о защите прав потребителей и общества защиты прав потребителей ничего не могут сделать, хотя де факто, конечно, за медицину мы платим и платим немалые деньги. Мы являемся потребителями бинтов, лекарственных препаратов, чего угодно, только не самой услуги. Именно в этом разрезе платная медицина надежнее. Там ты оплачиваешь услугу и, соответственно, можешь требовать соблюдение закона о защите прав потребителей.
Подавать в суд на действия врача можно только в случае нарушения им законов, касающихся непосредственно его работы. Но они не защищают пациента, а наказывают плохого, халатного врача. Кроме того, существует проблема с определением размера ущерба. Как определить материальный ущерб от отсутствия у человека в связи с плохо проведенной операцией, например, одной почки? Во сколько можно оценить матку женщины, зубы взрослого здорового человека?
- Можно ли сказать, что подобное отношение медиков к нам обусловлено плохим отношением самих украинцев к собственному здоровью?
Украинцам не хватает культуры здоровья. Мы не привыкли тратить деньги на здоровье. Мы не привыкли жить здорОво. Это определяется четырьмя принципами - отвратительный образ жизни, плохое некачественное питание, боязливое отношение к поликлиникам и повальное самолечение. Зачем ходить к врачу, если можно прийти к фармацевту, купить таблеточку, и все само пройдет? Насчет образа жизни и питания, тут и так все понятно - мы не знаем, что мы едим, откуда это берется, какие вещества содержит, как влияет на наш организм и чем это обернется потом, в будущем. Образ жизни современного украинца тоже оставляет желать лучшего - работа-дом-работа и ни минуты свободного временя для себя.
- Обязательно медицинское страхование может помочь решить проблему культуры здоровья?
- Да, конечно. Мы можем пойти по пути многих западных стран, где культура здоровья прививается обязательным страхованием. Однако этого недостаточно. Необходимо проводить системный анализ всего того, что у нас рекламируется с экранов, всего того, что пьют наши спортсмены и учат пить нас. Когда пивные компании объясняли обилие своей рекламы, они давили на то, что пиво должно было вытеснить «тяжелые» алкогольные напитки, но случилось наоборот - в итоге пиво вытеснило безалкогольные напитки и стало ступенькой к алкоголизации нации.
Комментарий юриста
Юридические вопросы в сфере медицины крайне непопулярны. Защищать свои интересы в суд отправляет один из тысячи или десяти тысяч недовольных пациентов. О хитросплетениях, к которым прибегает украинская медицина в судах, Trust.ua рассказала Людмила Солоп, руководитель юридического департамента Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, практикующий юрист медицинского права.
- Обычно дела о халатности, нарушении врачами законодательства или врачебной этики доходят до суда в урезанной форме. Такое дело открывается прокуратурой, очень долго тянется, поскольку в раскрытии правды заинтересован только пациент, и закрывается по истечению срока давности. Лишь по желанию потерпевшего оно может передаваться в суд для решения вопроса компенсации. Правосудие решает только имущественный вопрос, но никак не наказание провинившегося врача.
У меня недавно закончилось дело, которое длилось пять лет. Женщина пришла в центральную районную поликлинику в Харьковской области сделать аборт, а ушла без матки. В деле было проведено пять(!) экспертиз, первые две установили вину врача, остальные три, наоборот, полностью оправдали врача. Причем последнюю проводили те, кто проводил и первую. Почему они изменили свою оценку, говорить не приходится. Однако в ходе судебных прений мы добились, чтобы была проведена экспертиза в киевской клинике, где была установлена вина врача и пострадавшей выплатили 20 тысяч гривен.
В США, чтобы обеспечить такой иск, пришлось бы продать штат типа Пенсильвании. Это же уму непостижимо! Как можно вообще оценить материальный и моральный ущерб от такой операции, когда ты приходишь на достаточно банальную процедуру, а уходишь по вине врача без репродуктивных органов.
Другой случай был в центральной больнице Кривого Рога. Женщина поступила со сломанной ногой. Перелом был сложным, и было принято решение установить металлический штифт. Операция прошла успешно. Кость срослась, но на операции по изъятию штифта он поломался. В теле женщины остался семисантиметровый(!) болт, о наличии которого врачи ничего не сказали. Когда больная пришла в себя, ей назначили электрофорез и другие процедуры, которые ни в коем случае нельзя проводить, если в организме есть металл, потому что это вызывает страшные боли. От женщины скрыли, что операция прошла плохо. Она ходила на процедуры, которые, по сути, были пытками. Несколько раз обращалась в этой же больнице в рентген-кабинет. Ей делали рентген, но врали, что все хорошо. Не выдержав страшной боли, она обратилась в соседнюю клинику, где схватились за голову. Назначили операцию и вытащили болт.
Дело продолжалось четыре года. Пациентка отсудила у больницы 10 000 гривен.
Самая большая сумма была выиграна в Киеве - 50 000 гривен за то, что во время операции человека сделали инвалидом первой группы. Однако сейчас решение суда отменено по апелляции из-за того, что повторная экспертиза не нашла вины врачей.
Также была получена компенсация в 37 000 гривен за операцию по протезированию. В одной из киевских клиник не потрудились взять анализы и провести исследования. Пациент болел пародонтитом. В итоге после операции остался калекой - буквально с «голой» челюстью. По делу было проведено пять судов.
Не все знают, какую ответственность несут медики за свои ошибки, но пострадать из-за них может, к сожалению, каждый. Предлагаем ответы на случай, если сослуживец обратится за консультацией по такому поводу.
1. Если больной пострадал из-за врачебной ошибки, какую компенсацию он может потребовать?
Можно требовать возмещения морального вреда и материального ущерба . Как правило, в результате врачебной ошибки (неправильно назначенного лечения, которое привело к ухудшению состояния пациента, осложнений после медицинских процедур из-за дефектов их выполнения и т.д.) наносится вред здоровью пациента. В таком случае материальный ущерб выражается в утраченном заработке, который имел или определенно мог иметь пострадавший за время болезни, а также в дополнительно понесенных расходах, вызванных повреждением здоровья . Эти расходы могут состоять, в частности, из трат на лечение от последствий врачебных ошибок, покупку лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение. Но только если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение. Если пациент пострадал от ошибки при оказании медицинской помощи на платной основе (в коммерческой клинике), то он может также требовать возврата своих денег за неправильное лечение - Закон «О защите прав потребителей»).
2. От кого можно требовать денежную компенсацию за врачебную ошибку - от больницы или конкретного врача?
Если пациент пострадал из-за действий сотрудника медицинского учреждения, то иск предъявляется этому учреждению, а не конкретному доктору. За вред, причиненный работником при исполнении его трудовых обязанностей, отвечает работодатель Если же вы лечились у частнопрактикующего врача, то судиться надо с ним.
3. Как можно доказать в суде, что в результате врачебной ошибки здоровье пациента ухудшилось?
Придется доказать сам факт неправильных действий врача, а также наличие причинно-следственной связи между этими действиями и вредом, причиненным здоровью пациента. Для этого требуется заключение медицинской экспертизы. Есть три варианта ее проведения. Экспертизу можно заказать самостоятельно, но для этого понадобятся документы из медицинского учреждения, где пациент проходил лечение, с описанием его жалоб, назначенного лечения, хода операции, если она была. Если получить эти документы не удается, то можно обратиться в страховую медицинскую организацию при условии, что медицинские услуги были оказаны в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования. Дело в том, что компания, занимающаяся медицинским страхованием, обязана защищать интересы застрахованных в ней лиц и контролировать качество оказанной медицинской помощи . Поэтому она вправе истребовать у медицинского учреждения все необходимые документы. При обращении застрахованного по поводу некачественной медицинской помощи страховая компания может организовать и произвести экспертизу качества этой помощи Наконец, третий вариант - можно попросить о назначении экспертизы уже в суде . Тогда медицинское учреждение тоже обязано будет представить экспертам все необходимые документы, иначе суд вправе и без экспертизы признать установленным факт причинения вреда из-за врачебной ошибки. В любом случае важно учитывать, что в медицинском сообществе очень сильны профессиональные связи. Так что лучше заказывать экспертизу не в том регионе, на территории которого оказывалась медпомощь. Вы можете просить об этом суд
4. После прививки, сделанной в поликлинике, у моего ребенка развилось осложнение. Кто должен за это отвечать?
Если сама процедура была проведена правильно, то в таких негативных последствиях нет вины врача. Следовательно, ни он, ни медицинское учреждение, в котором он работает, не несут за это ответственности . При любом медицинском вмешательстве есть риск развития у пациента побочных реакций и осложнений. Другое дело, если медицинский работник нарушил процедуру (она установлена в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», и именно из-за этого возникли осложнения. Например, врач ввел сразу несколько разных вакцин одним шприцем в один участок тела и это привело к развитию у ребенка осложнения. В таком случае есть все основания требовать от поликлиники имущественной компенсации вреда. Кроме того, медицинского работника можно привлечь к административной ответственности , а если из-за допущенной им небрежности здоровью ребенка был причинен тяжкий вред, то и к уголовной ответственности
5. В больнице ужасные бытовые условия: палаты переполнены, антисанитария. Обращаться из-за этого в суд вряд ли есть смысл. Но куда еще можно пожаловаться?
Можно обратиться в прокуратуру с жалобой на то, что условия лечения и содержания пациентов не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям Если факт нарушения санитарных норм подтвердится, то прокурор возбудит в отношении лечебного учреждения или его руководителя производство об административном нарушении по статье 6.4 Кодекса об административных нарушениях. Главный врач может поплатиться штрафом.