Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигацииВ знании - сила !!! > Архив статей > Статья

17.01.11 |  Интернет |  Если у тебя проверяют програмное обеспечение на наличие лицензии

Что необходимо иметь ввиду при проверках использования лицензионного программного обеспечения

В современных условиях ведение бизнеса без использования новейших достижений в сфере информационных технологий уже не представляется возможным. На предприятиях компьютеризируются технологические и коммуникационные процессы, делопроизводство максимально переводится в электронный формат. Ежедневно появляются потребности в новом программном обеспечении, но не всегда поиск решений, удовлетворяющих эти потребности, лежит в правовом поле.

Участившиеся в последнее время случаи внезапных проверок субъектов хозяйствования на наличие нелицензионного программного обеспечения стали логическим следствием сложившейся ситуации. Часто руководители предприятий даже не подозревают о том, что на офисных компьютерах установлено контрафактное программное обеспечение. К сожалению, многие из них оказываются неподготовленными к таким проверкам.

Итак, чтобы быть готовым к подобным проверкам руководитель предприятия, прежде всего, должен иметь наготове документы, подтверждающие законность использования программного обеспечения. Таковыми являются лицензионный договор или лицензия на использование программного обеспечения.

Фактически, это договора на распоряжение имущественными правами автора программного обеспечения.

В соответствии с законодательством Украины автор или другое лицо, обладающее авторским правом, может полностью или частично передавать его другим лицам. Однако отчуждаться могут лишь имущественные права автора. Личные неимущественные права автора не могут быть переданы другим лицам.

Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности может быть как отдельным документом, так и составной частью лицензионного договора. Она представляет собой письменные полномочия лицензиара, право на использование произведения в определенной ограниченной сфере, которое предоставляется другому лицу.

По Лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет второй стороне (лицензиату) разрешение на использование произведения (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию стороны с учетом требований ГКУ и других законодательных актов, в частности, Закону об авторском праве. При этом лицензионный договор содержит больше условий, чем лицензия, которая может входить в этот договор.

Такие договора должны заключаться в письменной форме. Иначе они являются никчемными. Таким образом, для того, чтобы передать имущественные права, автор заключает с другой стороной любой из отмеченных выше гражданско-правовых договоров. К письменным договорам приравниваются электронные документы, заверенные электронной подписью.

Другая форма лицензионных договоров установлена компанией Microsoft, как собственником ПО. Так, лицензионный договор на распоряжение программным обеспечением производства Microsoft (лицензия) является заключенным в случае наличия на компьютере сертификата о подлинности ОЕМ версии ПО. Этот сертификат не может переноситься на другой компьютер. ПО считается лицензионным только после активации. К тому же, в случае изменения характеристик компьютера, может потребоваться новая активация.

Стоит отметить, что запрещается предоставлять ПО Microsoft® Windows® XP Professional, Microsoft® Windows® XP Tablet PC Edition и Microsoft® Windows® XP Media Center Edition 2004 в прокат, в аренду и во временное пользование, а также использовать его для оказания сетевых услуг третьим лицам на коммерческой основе.

Однако лицо может навсегда передать другому лицу все свои права по лицензионному соглашению с конечным пользователем в случае безвозвратной продажи или передачи компьютера и при условии, что у него не останется никаких копий программного обеспечения. Если программное обеспечение является обновлением, передаче подлежат и все предыдущие версии программного обеспечения. Передача должна также включать наклейку «сертификата подлинности». До передачи предполагаемый новый пользователь ПО должен подтвердить свое согласие со всеми условиями данного Лицензионного соглашения с конечным пользователем.

Таким образом, юридическое лицо не имеет права передавать в пользование лицензионное ПО вместе с компьютером. Физические или юридические лица будут правомерными пользователями ОЕМ версии ПО в случае безвозвратной продажи (передачи) им компьютера вместе с ПО.

Проверку факта незаконного использования ПО имеют право проводить сотрудники милиции (в т.ч. ОБЭП), инспектора по вопросам интеллектуальной собственности, а также сотрудники органов налоговой службы.

 

Некоторые сведения, которые стоит учесть при проведении проверки:

- Документальным подтверждением правомерности проверки является правильно оформленное направление на проверку.

- Основанием для проверки сотрудниками милиции является устное или письменное заявление о правонарушении, зафиксированное надлежащим образом.

- По каждому факту получения информации о правонарушении может быть проведена одна проверка.

- Сотрудники ОБЭП, проверяя информацию о правонарушениях, используют не только документы, а и другие носители информации. Причем отсутствие документов не является препятствием для возбуждения уголовного дела при наличии других доказательств.

- Сотрудники ОБЭП также имеют право считывать информацию с каналов связи, применять иные технические средства получения информации.

- При возбуждении уголовного дела или составлении протокола об административном правонарушении, имущество может временно изыматься.

- Имущество может быть арестовано в рамках ведения уголовного дела.

- Конфискация имущества производится по решению суда.

 

Вместе с тем, право на проведение проверок хозяйственной деятельности работники ОБЭП могут реализовывать только при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, поэтому, проведение этих проверок является не чем иным, как осуществлением оперативно-розыскных мероприятий.

Также имеет право проводить осмотр вещей и документов Инспектор по вопросам интеллектуальной собственности. Хозяйствующим субъектам запрещается препятствовать проведению проверки государственным инспектором, а субъект, который проверяется, обязан создать необходимые условия для проведения проверки. Форма сообщения о такой проверке не установлена и осуществляется письмом в письменной форме с соответствующей регистрацией в журнале исходной корреспонденции инспекции. Внеплановая проверка может проводиться в любое время. Срок проведения проверки начинается с момента представления хозяйствующему субъекту удостоверения госинспектора и оснований для проведения проверки и заканчивается подписанием акта проверки.

Отметим, что наличие или отсутствие уполномоченного лица собственника прав на ПО не является препятствием для проведения проверки. Проверка может проводиться по каждому случаю получения информации о незаконном использовании программного обеспечения.

При проведении проверки присутствие представителя производителя ПО обязательным не является. В соответствии со сложившейся практикой, обнаруженное ПО отправляется на экспертизу. Если экспертиза подтвердит отсутствие лицензии, о выявленном факте сообщается представителю производителя ПО, по заявлению которого (если сумма причиненного ущерба значительна) возбуждается уголовное дело.

В зависимости от серьезности нарушения личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского и (или) смежных прав, их защита осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Обнаружение на предприятии нелицензионного ПО влечет определенные последствия и для руководителя предприятия (СПД), который может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Возможно изъятие вещественных доказательств (ТМЦ, документов).

Так, административная ответственность за нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности установлена ст. 51-2 Кодекса об административных правонарушениях Украины. В соответствии с указанной выше статьей КоАП, нарушением является незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (в том числе компьютерной программы, базы данных), присвоение авторства на такой объект или иные умышленные нарушения прав на объект права интеллектуальной собственности. Субъектами данного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Уголовная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав установлена ст. 176 Уголовного кодекса Украины (далее - УК Украины). С объективной стороны, преступление предусматривает общественно-опасные деяния, их последствия в виде причинения материального вреда в крупном размере (стоимость экземпляров незаконно растиражированных и распространенных произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, или сумма дохода, полученного в результате незаконного показа или опубликования, указанных объектов интеллектуальной собственности в 100 и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), а также причинную связь между соответствующими деяниями и их последствиями.

Основанием для наступления уголовной ответственности является вступивший в силу приговор суда за деяние, квалифицированное по статье УК, которая предусматривает совершение преступления в следующих формах:

- незаконное воспроизведение компьютерных программ, баз данных;

- незаконное распространение компьютерных программ и баз данных на носителях информации;

- незаконное тиражирование компьютерных программ и баз данных на носителях информации;

- иное использование чужих компьютерных программ и баз данных без разрешения лиц, которые имеют на них авторские права.

Как говорится, предупрежден - значит вооружен. Поэтому вовремя предпринятые превентивные меры играют решающее значение при внезапных проверках предприятий на предмет наличия нелицензионного программного обеспечения на офисных компьютерах. Руководителю, прежде всего, стоит ограничить круг лиц, имеющих полномочия к установке программного обеспечения на ПК, принадлежащих предприятию. В идеале, права на установку любого ПО на компьютеры предприятия должны быть у одного человека (например, системного администратора). Также не помешает включить во внутренние документы предприятия положение об ответственности за самовольную установку нелицензионного ПО сотрудниками предприятия или иными лицами по поручению сотрудника компании. Необходимо регулярно отслеживать, какое программное обеспечение установлено на ПК, принадлежащих предприятию, какие обновления ПО были проведены в последнее время, вести реестр лицензионного ПО, содержащий сведения о лицензиях (лицензионных договорах) на использование ПО, и конечно, иметь эти документы в наличии.

К вам могут прийти на проверку использования лицензионного программного обеспечения

 

Сегодня, во времена высоких технологий, трудно найти предприятие, на котором не было хотя бы одного компьютера. А знаете ли вы, что уже завтра в двери вашего офиса могут войти уполномоченные лица и проверить, насколько правомерно вы используете программное обеспечение на этих компьютерах?
И ни для кого не секрет, что почти на каждом предприятии такие незваные гости смогут выявить факты неправомерного использования компьютерных программ. Более того, в отдельных случаях за такие нарушения руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности.Евгений Щеглов, старший юрист ЮК «Правовой Альянс»


Наталья Докучаева, менеджер по развитию ЮК «Правовой Альянс»


Что же должен знать руководитель, чтобы быть готовым к таким проверкам и каков алгоритм действий, которые позволят по возможности избежать их негативных последствий, поинтересовались мы у советника по вопросам интеллектуальной собственности «Центра интеллектуальной собственности «Смотров, Селиванов & партнеры», кандидата юридических наук Максима Владимировича Селиванова.

Кем уполномочен?
Сегодня в Украине уполномоченными на выявление и прекращение незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, в частности компьютерных программ, являются следующие органы:

1. Государственный департамент интеллектуальной собственности. Именно этот орган осуществляет государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования независимо от форм собственности требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в частности, авторского права. Государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности наделены правом проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешения на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространения или использования.

2. Министерство внутренних дел Украины, а именно - его специальный орган, заданием которого является выявление и прекращение фактов нарушения прав интеллектуальной собственности, - Государственная служба по борьбе с экономической преступностью (ГСБЭП). Соответствующие подразделения этой службы проводят в установленном порядке оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности.

3. Органы налоговой службы Украины. Эти органы имеют право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях при выявлении фактов нарушения авторских и смежных прав при проведении плановых и внеплановых проверок хозяйственной деятельности.

На каком основании?
Представитель какого бы из перечисленных органов ни пришел к вам с проверкой, для этого он должен иметь основание. Эти основания необходимо знать для того, чтобы не допустить к проверке лицо, которое не имеет на это права. Проверка легальности программного обеспечения может быть проведена в следующих случаях:

1) при осуществлении проверки Государственным инспектором по вопросам интеллектуальной собственности - в случае проведения плановых и внеплановых проверок (проводятся по нижеприведенным основаниям);
2) при проведении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделами МВД - наличие заведенного оперативно-розыскного дела;
3) в рамках уголовного процесса - возбуждение уголовного дела;
4) в рамках производства по делу об административном правонарушении - выявление нарушения и составление протокола должностным лицом органов внутренних дел, налоговой службы, инспектором по вопросам интеллектуальной собственности;
5) в рамках гражданского (хозяйственного) процесса - вынесение определения (постановления) суда о применении специальных средств обеспечения доказательств и обеспечения иска о защите авторских прав в силу заявления заинтересованного лица (например истца) до или после представления соответствующего иска или в рамках открытого исполнительного производства.


О том, какие органы уполномочены на выявление и прекращение незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, в частности компьютерных программ, и как не допустить к проверке лицо, которое не имеет на это права, речь шла в нашей прошлой публикации "Основное правило, которое поможет выдержать любую проверку это обязательное присутствие юриста", отмечает советник по вопросам интеллектуальной собственности "Центра интеллектуальной собственности "Смотров, Селиванов партнеры", кандидат юридических наук Максим Владимирович Селиванов и предлагает следующий алгоритм действий, которые позволят по возможности избежать негативных последствий таких проверок.

1. Проверьте служебные полномочия проверяющего и убедитесь, что перед вами сотрудник органа, который может проводить такие проверки, и именно вашего местного органа (районного, городского, областного). В случае, если к вам пришли сотрудники органа, который не имеет права проводить такие проверки или нарушен принцип территориальности, прямо в присутствии проверяющего звоните в отдел по борьбе с коррупцией и управление внутренней безопасности.
2. Перепишите все данные удостоверений проверяющих лиц на отдельный лист.
3. Уточните, что и на каких основаниях к вам пришли проверять. Основания для проведения проверок приведены выше. Если к вам пришли проверять компьютеры организации (как об этом заявляется в начале проверки), то предъявите проверяющему документы, подтверждающие наличие компьютеров у вас на балансе.
4. Не допускайте к проверке компьютеры, не имеющие отношения к Вашему предприятию (например личные компьютеры сотрудников).
5. Можете позвонить по месту работы, названному проверяющими, и поинтересоваться, на самом ли деле они работают в этом отделе, имеется ли разрешение на проведение проверки. Этим действием Вы можете как минимум сбить пыл у незваного гостя и дать ему понять, что свои права Вы знаете и не намереваетесь мириться с незаконными действиями.
6. Предложите проверяющим расписаться в журнале регистрации проверок с обязательным указанием сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале (за исключением работников милиции, которые не обязаны этого делать).
7. Ни в коем случае не позволяйте использовать софт-сканер (специальный программный продукт, который не сертифицирован в Украине должным образом), ибо его использование является незаконным. Проверка осуществляется путем обзора, то есть визуально. Без софт-сканера проверяющие не найдут и половины программных продуктов.
8. Распечатайте и предъявите проверяющим статьи 206, 364, 365, 367 Уголовного кодекса Украины, а также предупредите о том, что каждое процессуальное нарушение будет обжаловано: прокурору района, города и области, начальнику УМВД города и области и всем другим вплоть до министра.
9. Отказывайтесь сообщать пароли на BIOS (Вы их просто забыли).
10. По требованию предъявить документы, подтверждающие легальность использования программного обеспечения, отвечайте, что они есть, но, к сожалению, закрыты в сейфе. Работник с ключами отсутствует (в командировке, болеет и тому подобное). Поэтому вы их не можете предоставить сегодня. Вы их обязательно предоставите в ближайшее время.
11. В акте проверки не забудьте отметить все нарушения и обязательно возьмите себе копию.
12. Изъятие компьютеров может осуществляться в рамках уголовно-процессуального, административного законодательства или на основании Положения о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственного департамента интеллектуальной собственности.

То есть изъять у вас компьютеры можно:
на основании статьи 265 Кодекса Украины об административных правонарушениях: "вещи и документы, которые являются предметом или непосредственным объектом правонарушения, изымаются должностными лицами правоохранительных органов"

Таким образом, изъятие может осуществляться лишь после зафиксированного факта административного правонарушения, а именно в случае неподачи по письменному запросу документов, подтверждающих факт легального использования программных продуктов, выявленных у вас при проверке. .на основании пп.3 п.8 Положения государственный инспектор имеет право проводить обзор и изымать у субъектов хозяйствования с целью изучения на необходимый срок, но не более чем 30 дней, объекты права интеллектуальной собственности в случае, когда имеется обоснованное основание подозревать совершение нарушения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Таким образом, инспектор должен обосновать основание подозревать совершение нарушения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

13. Не забывайте о том, что состав преступления по статье 176 Уголовного кодекса Украины предусматривает лишь умышленную форму вины. То есть вы обязательно должны знать, что используете именно "пиратский" программный продукт, и сознательно желать или допускать возможность причинения материального вреда правообладателю.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕРОК
ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


На сегодняшний момент существует 3 органа, имеющие право осуществлять проверки лицензионного ПО, к ним относятся:
1. Государственный департамент интеллектуальной собственности (не все сотрудники, а только инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности).
2. Государственная служба борьбы с экономической преступностью МВД Украины
3. Органы государственной налоговой службы.

Ответственность:

За использование нелицензионного программного обеспечения, а так же хранения нелицензионных аудио-, видео и иных файлов предусмотрено 2 вида ответственности:
1. Административная (кодекс об административных правонарушениях)
Стаття 512. Порушення прав на об'єкт права інтелектуальної власності
Незаконне використання об'єкта права інтелектуальної власності (літературного чи художнього твору, їх виконання, фонограми, передачі організації мовлення, комп'ютерної програми, бази даних, наукового відкриття, винаходу, корисної моделі, промислового зразка, знака для товарів і послуг, топографії інтегральної мікросхеми, раціоналізаторської пропозиції, сорту рослин тощо), привласнення авторства на такий об'єкт або інше умисне порушення прав на об'єкт права інтелектуальної власності, що охороняється законом, -

тягне за собою накладення штрафу від десяти до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян з конфіскацією незаконно виготовленої продукції та обладнання і матеріалів, які призначені для її виготовлення.
2. Уголовная (уголовный кодекс)
Стаття 176. Порушення авторського права і суміжних прав

1. Незаконне відтворення, розповсюдження творів науки, літератури і мистецтва, комп'ютерних програм і баз даних, а так само незаконне відтворення, розповсюдження виконань, фонограм, відеограм і програм мовлення, їх незаконне тиражування та розповсюдження на аудіо- та відеокасетах, дискетах, інших носіях інформації, або інше умисне порушення авторського права і суміжних прав, якщо це завдало матеріальної шкоди у значному розмірі, -

караються штрафом від двохсот до тисячі неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або позбавленням волі на той самий строк, з конфіскацією та знищенням всіх примірників творів, матеріальних носіїв комп'ютерних програм, баз даних, виконань, фонограм, відеограм, програм мовлення та знарядь і матеріалів, які спеціально використовувались для їх виготовлення.

2. Ті самі дії, якщо вони вчинені повторно, або за попередньою змовою групою осіб, або завдали матеріальної шкоди у великому розмірі, -

караються штрафом від тисячі до двох тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або позбавленням волі на строк від двох до п'яти років, з конфіскацією та знищенням всіх примірників творів, матеріальних носіїв комп'ютерних програм, баз даних, виконань, фонограм, відеограм, програм мовлення та знарядь і матеріалів, які спеціально використовувались для їх виготовлення.

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені службовою особою з використанням службового становища або організованою групою, або якщо вони завдали матеріальної шкоди в особливо великому розмірі, -

караються штрафом від двох тисяч до трьох тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або позбавленням волі на строк від трьох до шести років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років або без такого та з конфіскацією та знищенням всіх примірників творів, матеріальних носіїв комп'ютерних програм, баз даних, виконань, фонограм, відеограм, програм мовлення та знарядь і матеріалів, які спеціально використовувалися для їх виготовлення.

Примітка. У статтях 176 та 177 цього Кодексу матеріальна шкода вважається завданою в значному розмірі, якщо її розмір у двадцять і більше разів перевищує неоподатковуваний мінімум доходів громадян, у великому розмірі - якщо її розмір у двісті і більше разів перевищує неоподатковуваний мінімум доходів громадян, а завданою в особливо великому розмірі - якщо її розмір у тисячу і більше разів перевищує неоподатковуваний мінімум доходів громадян.
Для определения размера ущерба необходимо проведение экспертного исследования. Для этого контролирующие органы должны привлекать к проведению проверки эксперта либо производить изъятие носителей программ (об изъятии смотри ниже).
При этом любой штраф будет налагаться на юридической лицо - как на собственника компьютеров, а ответственность, которая непосредственно связана с личностью виновного и не может быть возложена на юридическое лицо (ограничение либо лишение свободы, исправительные работы) будет нести системный администратор либо технический директор (если таковые на предприятии имеются и на них должностной инструкцией возложена обязанность устанавливать только лицензионное программное обеспечение и проводить аудит компьютеров на предприятии на предмет наличия программ, либо файлов, которые используются с нарушением авторских прав). Если системного администратора либо технического директора на предприятии нет или их должностной инструкцией не обусловлены обязанности за осуществлением таких действий и проведением аудита компьютеров, то ответственность, связанную с личностью виновного, будет нести директор предприятия.
НО при этом НЕОБХОДИМО отметить, что к ответственности по ст. 176 Уголовного кодекса Украины лицо может быть привлечено только в том, случае, что такие действие совершалось с прямым умыслом, т.е. виновное лицо должно было:
- осознавать, что нарушает авторские либо смежные права;
- предвидело, что автору будет нанесен материальный вред в крупном размере (от 5150,00 грн. на сегодня);
- желало этого (т.е. нарушить авторские либо смежные права и причинить как минимум вред в крупном размере).
Т.е. доказать наличие прямого умысла - достаточно сложное мероприятие, хотя само по себе наличие возбужденного уголовного дела не самое приятное обстоятельство.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ?

Незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности - под ним понимается опубликование, воспроизведение, распространение без согласия автора (собственника патента или свидетельства) литературного или художественного произведения, фонограммы, видеограммы, аудиовизуальных произведений, передач организации вещания, компьютерных программ, баз данных и иных объектов.
Под воспроизведением понимается изготовление одного или более экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также из запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе и цифровой), оптической или иной форме, которую может считывать компьютер.

ИЗЪЯТИЕ:

1. В случае составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 265 кодекса об административных правонарушениях - вещи и документы, которые являются орудием либо непосредственным объектом правонарушения, выявленные во время задержания, личного осмотра либо осмотра вещей изымаются, о чем составляется протокол и делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
2. В случае наличия возбужденного уголовного дела.
В таком случае выемка проводится с соблюдением условий и порядка, предусмотренного ст. 184, 177, 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

А именно:
Выемка проводиться в случаях, коли имеются точные данные о том, что предметы или документы, которые имеют значение для дела и находятся у определенного лица либо в определенном месте.
Выемка из жилища либо иного владения лица (а офис является как раз иным владением) проводится только по мотивированному постановлению суда. При этом выемка должна проводиться только днем и в присутствии не менее двух понятых.
Кроме того, Верховный суд в своем обобщении по правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности от 01.01.2006 года (п. 3.1.) придерживается той позиции, (учитывая положения ст. 420 Гражданского кодекса Украины и ст. 1 закона Украины «Об авторских и смежных правах»), что компьютеры не являются объектами права интеллектуальной собственности, их носителями или предметами, предназначенными для изготовления контрафактных экземпляров, и соответственно не являются объекта административного правонарушения или преступления, а значит, что и изъятию либо выемке они не подлежат. Поэтому в случае выявления нарушения контролирующие органы могут ставить вопрос только о изъятии носителей таких программ (например, жесткого диска), но НЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ.

Учитывая все вышеизложенное, считаю, что самым идеальным вариантом для нас являются совокупность следующих действий:


1. Создать приказ о закреплении за каждым сотрудником определенного компьютера в соответствии с номерами, присвоенными инвентарной описью.
2. Создать приказ о запрете установления сотрудниками на компьютерах нелицензионного программного обеспечения, а так же хранения аудио- , видео- и иных файлов без наличия лицензии на право из использования и хранения.
3. Системному администратору самому проверить все компьютеры в офисе и в случае выявления программ либо файлов, которые нарушают авторские и смежные права, все их немедленно удалить
4. Технически создать запрет на установление самостоятельно пользователем любых программ (что бы ставить любые программы мог только системный администратор). Если это технически возможно, то установить так же невозможность самостоятельно пользователю копировать на компьютер всякого рода аудио- и видеофайлы.
5. Создать на каждый компьютер учетную карточку программ, которые там установлены и приказами закрепить за каждым сотрудником наличие таких программ в их компьютерах и еще раз (дополнительно к приказу из п. 2 этого перечня) запретить устанавливать самостоятельно АБСОЛЮТНО любые программы, а также хранить в компьютере любые аудио- и видеофайлы, кроме тех, которые имеются в учетной карточке.
6. Хотя бы раз в две недели системному администратору проводить аудит всех компьютеров с целью выявления файлов и программ, нарушающих авторские и смежные права
7. Провести собрание всех сотрудников с целью уведомления о наличии, предусмотренной законодательством ответственности (административной, уголовной и гражданской) за нарушение авторских и смежных прав и о возможности предприятия в случае выявления контролирующими органами и наложения любых штрафов взыскивать все эти суммы с сотрудников, в компьютере у которых будут найдены такие программы ( а также аудио- и видео файлы). Такое собрание оформить протоколом общего собрания коллектива предприятия.
8. Неофициально (без приказа) установить ответственность в виде штрафа (например, в сумме 500 гривен) в случае нарушение любого из вышеуказанных требований. Думаю, что никто из сотрудников не будет против, понимая серьезность этой ситуации и прежде чем нарушать эти правила, подумает, стоит ли терять из з\п такую сумму. И в случае выявления таких нарушений не жалеть виновного и штраф все-таки накладывать. Думаю, что в случае наличия такого претендента это будет хорошим, а главное запоминающимся уроком не только для виновного, но и для всех остальных.
9. Возложить на системного администратора обязанность (приказом и должностной инструкцией) устанавливать только лицензионное программное обеспечение и контролировать наличие на всех компьютерах файлов и программ, которые нарушают авторские и смежные права, а в случае их обнаружения немедленно их удалять и уведомлять о таком факте директора.

 

В любом случае на все вопросы отвечайте, что все программные продукты, выявленные при проверке, Вы считаете вполне легальными, ибо купили их в магазине.

 

0777.kh.ua


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннерhttp://posovesti.com.ua/NewsList.aspx