Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигацииВ знании - сила !!! > Архив статей > Статья

08.03.10 |  Страхование |  История со страхованием.

Автогражданка в подробностях

Телевизионные каналы и бигборды пестрят рекламой обязательной автогражданки, но увлеченные пропагандой страховые компании (СК) так и не нашли время, чтобы толково объяснить украинцам, что же такое обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев перед третьими лицами. «Простобанк Консалтинг» решил подробно осветить этот вопрос.

Страховщики упорно молчат - и о том, что любой пешеход и пассажир или их родственники имеют право на материальное возмещение ущерба, полученного в результате дорожного происшествия. И о том, что если в трехдневный срок после инцидента потерпевший не принесет в страховую компанию виновника события или в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) письменное заявление на выплату, то закон освобождает как СК, так и МТСБУ от обязанности платить.

Сколько можно получить

Напомним, что законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (сокращенно - ОСГПО) определены лимиты ответственности страховщиков, в рамках которых СК обязана провести страховую выплату. Пока что это 25 тыс. грн. по имуществу, и до 51 тыс. грн. по ущербу, причиненному жизни и здоровью потерпевших.

Некоторые участники страхового рынка поднимают суммы лимитов, как-то СК «Украинская страховая группа», предлагающая по программе «Цивільна цивілка» покрытие по имущественному ущербу в 50,5 тыс. грн., или СК «Оранта», готовая оплачивать до 127,5 тыс. грн. по имущественному ущербу. Если сумма ущерба превышает установленные лимиты, остальные деньги придется взымать с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Получить страховое возмещение по авторажданке могут пострадавшие в ДТП физические лица (например, пешеход или пассажир), юридические лица, не являющиеся участниками дорожного движения (например, владелец забора, в который врезалась чья-то машина), а также только те потерпевшие в авариях водители, которые сами являются страхователями и владельцами полисов ОСГПО.

«Важно обратить внимание на то, что „потерпевшими" физическими лицами в понимании закона являются пассажиры машин и пешеходы, пострадавшие в результате ДТП. Под наземными транспортными средствами в законе понимаются любые автомобили и автобусы, в том числе развозки, такси и электротранспорт», - отмечает генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин.

Бюро особого назначения

При наступлении аварии пострадавшие должны обращаться за выплатой в страховую компанию, где застрахован виновник ДТП. Если же виновник скрылся с места события, выплачивать положенные деньги будет Моторное (транспортное) страховое бюро Украины - саморегулирующая организация участников рынка автогражданки. В МТСБУ входят порядка 100 страховых компаний, получивших лицензию на продажу полисов ОСГПО. Все компании-члены вносят в МТСБУ вступительный взнос - порядка 100 тыс. евро, хотя этими деньгами участие в МТСБУ не ограничивается. Так что средства для потерпевших на дорогах у государства есть.

Организация располагается по адресу - Киев, Русановский бульвар, 8. Отметим, что по закону потерпевший обязан в кратчайшие сроки оповестить страховщика или МТСБУ об аварии, и не позднее чем в трехдневных срок подать в СК или МТСБУ письменное заявление на получение возмещения. Просрочка является причиной для отказа в выплате, причем эксперты настоятельно рекомендуют высылать заявления по почте, заказным письмом, либо по факсу - чтобы на руках у пострадавшего осталось свидетельство того, что он исполнил предписания закона и вовремя оповестил МТСБУ или СК об инциденте. Почтовый адрес МТСБУ - 02002, Киев-2, а/я 272, факс: 239-20-31, телефон: 239-20-30 или 239-20-27.

Награда ждет того, кто ждать умеет

Для получения возмещения потерпевший должен подать в СК виновника аварии или в МТСБУ заявление, содержащее:

название получателя (СК или МТСБУ);
название (для юридического лица) или фамилию, имя и отчество (для физического лица) заявителя, его местонахождение или место проживания;
содержание имущественного требования;
информацию об уже произведенных взаиморасчётах между пострадавшим и виновником ДТП;
обстоятельства, которыми заявитель обосновывает своё требование, и доказательства, которые его подтверждают;
размер убытка;
подпись заявителя и дату подачи заявки.
Заявление следует подкрепить набором документов, описывающих и свидетельствующих о факте и обстоятельствах ДТП: справками из ГАИ, справками из больницы об утрате трудоспособности, другие документы, имеющие отношение к ДТП, заверенные в учреждении, их выдавшем, или нотариально. Так, пассажиры маршруток или других общественных транспортных средств должны сохранять при себе талончики - именно они являются единственным доказательством того, что потерпевший был пассажиром злополучной, к примеру, маршрутки.

«Страховщик или МТСБУ обязаны проконсультировать заявителя при составлении заявления, ознакомить его с соответствующими нормативными актами и порядком начисления возмещения», - напоминает г-н Хорин. По статье 37 закона «Об ОСГПО», компенсация должна быть выплачена в течение одного месяца с момента получения перечисленных документов, но в объемах, определенных решением суда. В этой-то хитрой законодательной формулировке и кроется причина задержки большинства выплат - как СК, так и МТСБУ дожидаются судебного решения, которое определит виновника аварии и размер компенсации.

Так как украинские суды могут тянуть с решением годами, потерпевший может дожидаться своих денег очень долго. И поделать с этим пока что ничего нельзя - разве что запастись терпением, нанять собственного адвоката, который сможет пролоббировать скорейшее рассмотрение дела, или молиться об изменении положения закона, пока что играющего на руку страховому бизнесу, но никак не пострадавшим в ДТП гражданам Украины.

За муки телесные и душевные

Потерпевшие имеют право на компенсацию расходов, связанных с лечением, диагностикой, содержанием в условиях стационара, реабилитацией и другими медицинскими процедурами, имевшими место по факту попадания в ДТП. В случае временной утраты трудоспособности пострадавшему компенсируются «неполученные доходы за подтвержденный соответствующим заведением здравоохранения период времени».

Невзирая на установленные законом лимиты, статья 25 оговаривает иные суммы компенсации по нетрудоспособности. Для работающего человека это средняя неполученная заработная плата, вычисленная в соответствии с нормами Украины о труде. Безработный может рассчитывать на помощь в размере не менее действующей минимальной заработной платы (около 100 долларов США). Закон предусматривает, что компенсация может выплачиваться в не денежном виде. К примеру, для получивших в результате аварий диагноз стойкой потери трудоспособности, СК может оплатить получение образования, для овладения специальностью, совместимой с текущим состоянием здоровья пострадавшего.

Выплату по смерти в результате ДТП могут получить лица, которые состояли на содержании у погибшего, либо лица, взявшие на себя траты на захоронение, а также несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, нетрудоспособные вдовы (вдовцы), а также трудоспособные супруги погибших, если на их содержании есть дети, не достигшие 8 лет. Компенсация по смерти выплачивается, если человек умер в течение одного года с момента аварии и по причине, причиненной этим ДТП.

Претендовать можно и на компенсацию морального ущерба. Само определение морального ущерба нам дает 23 статья Гражданского кодекса Украины. Если суд определит, что моральный ущерб заключался в «физической боли и страданиях, связанных с инвалидностью или другими повреждениями здоровья», или в «душевных страданиях, которые перенесло физическое лицо в связи с противоправными действиями против него самого, членов его семьи или близких родственников», то по 22 статье закона «Об ОСГПО», СК при этом выплачивает не более 5% от лимита по ущербу, причиненному жизни и здоровью (то есть, всего 2550 грн.!).

Если судебным решением назначена большая сумма морального ущерба, то разницу сверх 2550 грн. придется взымать с виновника ДТП. Также СК освобождается от компенсации по моральному ущербу, состоящему в «душевных страданиях, которые физическое лицо получило в связи с уничтожением или повреждением её имущества», или «в унижении чести и достоинства физического лица». В таких случаях всю сумму возмещения за нематериальные последствия аварии можно получить только от виновника ДТП.

«Для получения компенсации за моральный ущерб в иске следует обосновать, какие именно физические и моральные страдания были причинены, в чем состоит вред, какими неправомерными действиями он был причинен, из каких соображений исходил истец при определении размера ущерба. К иску должны прилагаться документы, подтверждающие факт причинения физических или моральных страданий. Такими документами могут быть справки от невропатолога или психолога с указанием диагноза, рецепты на успокоительные препараты и т.п.», - рассказывает партнер Адвокатского бюро Гутгарца Екатерина Гутгарц.

«Хотя многие истцы ссылаются на то, что они потратили время на суды вместо того, чтобы заниматься своими делами, но эти факты, как правило, не принимаются судом во внимание», - объяснила г-жа Гутгарц. Добавим также, что согласно законодательству, при подаче заявителем заведомо неправдивой информации с целью завышения суммы возмещения СК и МТСБУ могут отказать в выплате, а сам потерпевший может оказаться на скамье подсудимых.
Лия Слепцова,
КАК НЕ ПОЛУЧИТЬ  КОМПЕНСАЦИЮ
История эта и грустная и смешная одновременно. Грустная, так как на каждом этапе человек делал все возможное, что бы не получить причитающуюся ему компенсацию. Смешная, так как пробудила во мне спортивный интерес отбиться по суду даже от такой мелочи, как безусловная франшиза по полису ГО в размере 510 грн И это было абсолютно реально, если бы не третья сторона "конфликта" - страховая компания, которой время своих юристов стоит дороже этой выплаты...

Я опускаю все эмоциональные составляющие этой истории, а попытаюсь оставить только факты в хронологическом порядке:

24.10.: Произошло ДТП. Мой ущерб порядка 600 уе, второго участника (Клиент) - 80 уе (замена крыла на новое и покраска). Фотография всего нанесенного его автомобилю ущерба:
Протокол инспектор ДПС составил на меня. Я с нарушением категорически не согласен. Так как у меня ущерб намного больше и имею страховку КАСКО, то ни о каких "улаживаниях на месте" не может быть и речи - полный "официоз" и для обеих сторон. Если получилось так, что Клиент вдруг на коне, то пусть сначала докажет что имеет на это право. Заодно может быть и поймет, что увлеченным беседам с пассажирами на дороге нет места, так как может привести к беде.

25.10.: Посетил свою страховую компанию (СК) - сделал экспертизу своего ущерба и написал заявление на выплату компенсации Клиенту, так как по опыту знаю, что в подобной ситуации мне дергаться бесполезно - проще уплатить, чем бороться с ветряными мельницами. Осталось ждать решения суда о признании меня виновным и что бы Клиент с этим решением посетил мою СК, написал заявление и получил деньги. Жду повестки в суд. Это может быть один из двух судов, расположенных в разных городах - по месту ДТП или по месту моего жительства.

01.12. (38 дней спустя): Меня "осудили" в Оболонском районном суде г.Киева. "Классика" отечественного судопроизводства - ни повестки в суд, ни копии решения суда по почте. Об "осуждении" я узнал от Клиента:

05.12. (42 дня (полтора месяца) спустя): Клиент позвонил мне на мобильный и радостно сообщил о признании меня виновным и что у него есть копия решения суда. Спросил как проехать в мою СК. Я удивился, что он не задает вопрос из серии "ну и что мы теперь будем делать?", поэтому сообщил ему адрес, как туда удобней проехать, что я все необходимое сделал и предложил ему "составить кампанию". Он отказался, так как не уверен, в какой из ближайших дней поедет. Я настаивать не стал - пусть человек попытает шанс срубить больше денег, так как стоимость "честной" ликвидации его ущерба стоит 80 уе, но с учетом всяких нормативов при расчете ущерба можно попытаться намутить и больше (по моим оценкам можно намутить порядка 200 уе - сотка с меня и сотка с СК; как раз 80 уе на ремонт и 120 уе на водку на Новый год ). Не получится - он позвонит мне и я выплачу ему 80 уе или может быть даже франшизу (100 уе).

Недели через полторы я озадачился отсутствием звонков от Клиента и позвонил в СК - мне сказали, что он там не появлялся. Я удивился этому факту, так как он, в отличие от меня, работает водителем и для него конец года не означает автоматической большой загрузки по работе. Так как я сделал все, что от меня требуется по закону, то решил спокойно ждать, когда же он все-таки по-настоящему возжелает компенсации.

18.12.(55 дней (почти 2 месяца) спустя): Получаю телефонограмму с приглашением присутствовать на экспертизе его автомобиля в КНИИСЭ (Киевский научно-исследовательский институт судебной экспертизы) 21.12.2006. OOPS! Неужели его "послали" в моей СК и он обиделся? Звоню в СК - он не появлялся... Значит он хочет меня запугать и/или получить намного больше причитающегося с моей СК. Ок - его право. А у меня конец года и я знаю, что это приглашение просто формальность. Буду я там или нет, на результаты экспертизы повлиять не могу.

В течение января года я несколько раз звонил в СК - Клиент там так и не появлялся... Что он задумал? Но первый ход пусть делает сам - я ему звонить не собираюсь.

01.02. (100 дней (почти 3,5 месяца спустя)): Клиент подает в Оболонский суд о взыскании с меня материального ущерба в размере 520 уе и морального ущерба в размере 2 000 уе. Об этом я узнаю из материалов суда, присланных по почте. К материалам приложена копия решения суда по ДТП (они знали, что будет вторая часть "марлезонского балета" и немного сэкономили? ), результаты экспертизы в КНИИСЭ.
- Исковое заявление явно написано кем-то "подкованным". Скорее всего Клиент даже ходил в юридическую консультацию и платил за него деньги. Но есть и нестыковки - никаких документов, подтверждающих жуткие душевные травмы и ухудшение здоровья, не прилагается. Требование наложить арест на все имеющееся у меня движимое и недвижимое имущество повергло в истерику только жену - суд не собирается выяснять, что у меня есть. Список имущества для ареста должен предоставить истец. Отсутствует справка из ГАИ о ДТП. Причины отсутствия справки становятся ясны из экспертной оценки ущерба автомобилю:
- Экспертная оценка автомобиля составлена работником самой авторитетной организации в этой области в Украине. Яко бы эксперт этот имеет лицензию с 2001 года... В преамбуле было указано, что надо определить размер ущерба от удара в левый передний угол автомобиля (внимательно смотрим фото выше и ищем там левый угол ). В калькуляции затрат на ремонт были указаны следующие анекдотичные позиции:
* проверка геометрии кузова; мне, как инженеру-механику по специальности в этой области, такое читать было мягко говоря смешно;
* замена левой фары; вообще-то там и правая (со стороны повреждений) осталась целая; что уж говорить про левую?
* ремонт брызговика, рихтовка передней панели и брызговика, регулировка петель капота, замка капота и т.д. все эти детали не были абсолютно повреждены и прекрасно друг к другу прилегали и работали; Крыло ведь было не пробито, а разрезано об отбортовку моего брызговика;
* снятие/установка расширительного бачка и замена охлаждающей жидкости; Я, опять же как разбирающийся в этой области, не понимаю зачем снимать расширительный бачок для проведения утопической проверки геометрии кузова на ВАЗ-21093-20; Даже если действительно делать это, то ОЖ после этого не меняется, а заливается обратно из емкости, куда ее слили при снятии бачка; Даже если вернуть обратно не получается, то делается долив в объеме 0,5...1 литра, но никак не замена;
*какой-то нереальный объем работ по бамперу вместо протирки тряпкой от моей краски;
* Замена масла в двигателе; No comments.
* Материальный ущерб насчитано на сумму 350 уе и еще на 180 уе потери товарного вида. Откуда взялась потеря товарного вида, если единственная поврежденная наружная панель - крыло - меняется на новую?
Вот такие вот халтурки делают в самом авторитетном органе по судебным экспертизам в Украине - КНИИСЭ (Киевский научно-исследовательский институт судебной экспертизы)... А что уже тогда говорить про другие экспертные конторки?
При этом в предоставленных Клиентом в суд документах нигде не упоминается моя СК, хотя на месте мы с ним обменялись всеми возможными реквизитами друг друга и наших СК. Попытка запугать меня в расчете что я сам прибегу к нему и отстегну 500...1000 уе за спокойную жизнь?
Судебное заседание назначено на 23.02....

22.02. (121 день (4 месяца спустя)): Я принимаю правила игры и строго накануне судебного заседания подаю в суд ходатайство с просьбой привлечь в качестве соответчика мою СК. (Шаблон ходатайства прилагается - вдруг кому-то пригодится).

22.02. (122 дня (4 месяца спустя)): Первое предварительное слушание:
На закономерный вопрос судьи, почему Клиент не обратился в мою СК следует непонятное возмущение почему он должен идти туда, если ущерб ему нанес я. По обоснованию морального ущерба в 2 000 уе позиция совсем никакая... Судья назначает Клиенту принести копии материалов для отправки в адрес моей СК и назначает новое предварительное слушание на 14.03..
Выхожу из здания суда и подхожу к автомобилю Клиента - он отремонтирован

14.03. (141 день (4,5 месяца спустя)): Второе предварительное слушание:
Есть я (ответчик), Клиент (Истец), но нет СК (соответчика). Секретарь сообщает - Клиент не принес материалы для отправки в адрес СК. Клиент объясняет, что он думал, что это я должен принести материалы, а не он. У меня начинается тихая истерика. Судья назначает очередное предварительное слушание на 28.03.2007

28.03.(155 дней (5 месяцев спустя)): Третье предварительное слушание:
Наконец-то собрались все 3 участника Я не согласен с сутью ущерба и требую приложить справку из ГАИ, СК не согласна с калькуляцией ущерба, мы оба не согласны подписать мировое соглашение на 2500 уе.
Судья назначает судебное заседание на 11.04.

В промежутке мне приходит по почте уточненное исковое заявление, где размер материального ущерба увеличен на:
- индекс инфляции за несвоевременное возмещение материального ущерба по ДТП;
- неустойка в виде пени за несвоевременное возмещение нанесенных убытков;
- неустойку в виде штрафа за несвоевременную выплату нанесенных убытков
Всего на сумму почти 50 уе
Так же пересчитан материальный ущерб и увеличен до 615 уе.

11.04. (169 дней (5,5 месяцев спустя)): Первое судебное заседание:
Приходим мы с юристом СК, а Клиента нет - вместо него заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие. Т.к. ему надо доказывать размер нанесенного ущерба, то судья отклоняет его заявление и назначает новое заседание на 20.04.2007.

20.04. (178 дней (почти 6 месяцев спустя)): Второе судебное заседание:
Ответчики не согласны с сутью ущерба, калькуляцией ущерба, моральным ущербом. Требуем провести повторную экспертизу ущерба и предоставить в суд оригинал справки из ГАИ - Клиент ощутимо грустнеет... Судья ему объясняет, что суд вынужден назначить повторную экспертизу и он ничем не может подтвердить такой размер ущерба и предлагает таки пойти логичным путем и договориться с СК. Клиент возмущается что СК ему ничего не выплатит, но после нашего легкого прессинга (отказаться от морального ущерба, всех этих пеней, штрафов и пересчитанного материального ущерба) он все-таки согласился подписать мировое соглашение на сумму 350 уе (материальный ущерб по чудо-калькуляции КНИИСЭ без учета потери товарного вида). Судебные издержки в размере 65 уе делятся поровну на троих, т.к. все стороны отказались от них.
Пока юрист моей СК пишет текст мирового соглашения поговорили с Клиентом:
Клиент, не читая правила на оборотной стороне своего страхового полиса, пошел в СК, где застрахована его гражданская ответственность. Там яко бы ему сказали, что никто и ничего ему платить не будет... [Конечно после прочтения всей этой истории может возникнуть подозрение, что он просто не правильно их понял, но зная, что это СК из тех, которые навязывают в МРЭО при регистрации автомобилей, я считаю его версию более вероятной.] После этого он сидит за столом с приятелем юристом из юридической консультации и тот ему говорит, что надо подавать на меня в суд и пишет для него исковое заявление. Автомобиль он починил уже в январе. Все это время его морально гнобил "шеф" (видел я его - неприятный тип, классический совковый мелкий шишка, который платит копейки, но эксплуатирует по полной). Да еще и в СК "послали"... Все бумаги ему писал этот приятель юрист. И даже вроде как бесплатно. Клиент согласился со мной, что приятель ему оказал медвежью услугу. Особенно если учесть его профессиональный статус и дружеские отношения с Клиентом. Но, как видим, профессиональная деформация у данного субъекта зашла слишком далеко и он занялся привычным "лохоразводом" даже в том случае, когда надо было всего лишь отправить Клиента в мою СК. Причем лохом выступил не я, а Клиент - ведь если бы не их дружеские отношения, то Клиент платил бы за каждую бумажку по этому делу и безо всяких гарантий успеха.

Так как мировое соглашение было подписано накануне большой череды праздников, а механизм СК работал строго по рабочим дням (в соответствии с требованиями законов и особенностей данного случая), то Клиент компенсацию получил не скоро:

17.05. (205 дней (почти 7 месяцев спустя)): Долгожданная выплата ущерба:
Клиенту выплачены наличными 350 уе - 100 уе от меня и 250 уе от СК. Из них он должен уплатить 20 уе судебных издержек и вычесть примерно 70 уе сопутствующих расходов (проведение "экспертизы", госпошлина и т.д.). Итого у него остается 260 уе, из которых 80 уе пошли на собственно ремонт. А ведь мог на полгода раньше получить на 60 уе меньше, но отремонтировать автомобиль еще до Нового Года и не вкладывать своих средств в это безнадежное мероприятие.

Как должен был поступить Клиент:

После получения решения суда заехать в мою СК и написать заявление о выплате возмещения. Эксперт СК сам бы в том же месте и в тоже время провел экспертизу и примерно через 3 календарных дня Клиент получил бы выплату. От Клиента в этом случае не потребовалось бы никаких финансовых вложений. [Я хорошо знаю мою СК с разных позиций по своему опыту и друзей - поэтому называю сроки с такой уверенностью.] В середине декабря его автомобиль был бы уже отремонтирован, да еще деньги остаись бы.

Но Клиент, столкнувшись с полным непрофессионализмом в своей СК и не умением трезво оценивать ситуацию юристом из юридической консультации, пошел такой долгой и затратной дорогой. Если бы СК пошла на принцип, то Клиент вообще бы ничего не получил - экспертиза повреждений не согласуется с первичными документами (справка ГАИ, мои фотографии) и автомобиль отремонтирован, подтверждений морального ущерба тоже нет. Зато на лицо затягивание дела и отнимание бесценного времени суда на свои "а я думал", "а я не понял" в такой простой ситуации.
• elia's blog
Судебные тяжбы: чего стоит потерпевшему добиться от виновника аварии законного возмещения ущерба


Предположим, что произошло ДТП, в котором поврежден только автомобиль, и вина водителя другой машины очевидна (например, он въехал в авто сзади, то есть не соблюдал нужную дистанцию). Работники ГАИ приехали на место ДТП, все задокументировали, суд вынес взыскание нарушителю ПДД за создание аварийной ситуации, то есть признал его виновным. Казалось бы, дело за малым - получить от виновника деньги на ремонт своей машины и починить ее. Но если виновник отказывается добровольно платить, приходится действовать другим методом, предусмотренным законом, - требовать возмещения через суд. Сегодня речь пойдет не о том, как добиваться справедливости (это прерогатива адвоката), а сколько времени и денег на это потребуется.

Иски, юристы, экспертизы...

Для начала надо определиться - поручать ведение дела профессиональному юристу или же действовать самостоятельно. Конечно, во втором случае удастся сэкономить, но если у потерпевшего нет юридического образования, шансы на успех невелики. Стоимость же услуг юриста, представляющего интересы потерпевшего в государственных и судебных органах для получения компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб, может составить и 500, и 1500 грн., в зависимости от размера ущерба и уровня зарплат в регионе (в Киеве - дороже, в сельской местности - дешевле). Кроме того, следует учесть, что после вступления решения суда в силу заранее может быть оговорена премия юристу в размере такой же или большей суммы.

Впрочем, в любом случае расходы истца этим не ограничиваются. При подаче искового заявления в суд необходимо оплатить государственную пошлину в размере 1% от суммы иска, но не более 1700 грн. Например, при ущербе в 25500 грн. госпошлина составит 255 грн.

Чтобы обосновать затраты на ремонт своего транспортного средства, потерпевшему нужно оценить нанесенный ущерб у сертифицированного эксперта. За свое заключение он может взять 250 - 350 грн.

Если ДТП произошло в другом городе или на загородной дороге, потерпевшему придется потратиться еще и на проезд и проживание. Иск подают в суд по месту проживания ответчика (ведь они и так неохотно являются на заседания, а если суд проходит в другом городе, то и подавно). Кстати, в суд нужно будет съездить несколько раз.

Таким образом, сумма предварительных затрат может составить 600 - 4100 грн. Если же в результате ДТП был нанесен ущерб здоровью потерпевшего водителя и пассажиров, эти суммы за счет дополнительных экспертиз и юридических процедур могут удвоиться и даже утроиться.

Не следует сбрасывать со счетов и временной фактор. Только подготовка материалов в суд может занять не один месяц. Дальше - больше. В судах обычно большие очереди. Так что до момента получения решения суда может пройти и полгода. Как правило, до этого времени пострадавший за свой счет уже отремонтирует машину.

Справедливость восторжествовала!

Заседание суда может переноситься несколько раз, например, из-за неявки ответчика. Если же в конечном итоге суд вынес решение в пользу пострадавшего, ответчику предписывается выплатить деньги. Впрочем, это может быть вовсе не та сумма, которую пострадавший требовал у виновного лица. Суд нередко уменьшает ее в связи с недоказанностью каких-то обстоятельств. Чтобы решение вступило в законную силу, должен пройти один месяц. За это время виновник ДТП имеет право обжаловать данное решение суда. Тогда оно не вступит в силу и придется ждать решения апелляционного суда (и в нем еще раз отстаивать свою правоту).

Даже когда решение вступило в законную силу, надо принять меры для его исполнения. Это должен делать государственный исполнитель. Но он может обнаружить, что у должника, например, кроме его «Жигулей», пострадавших в том же ДТП, больше нет никакого имущества. Например, он переписал свою квартиру на родственников или отдал ее в залог. В этом случае исполнитель закрывает дело. Возможно также, что с виновника будут взыскивать необходимую сумму с его доходов - зарплаты или пенсии. Но чтобы погасить таким образом ущерб за ДТП, придется ждать много лет...

Что делать?

Чтобы избежать подобных злоключений в судах, во всем мире существует обязательное страхование гражданской ответственности. В этом случае участникам ДТП также придется собрать некоторые документы, зато все затраты на ведение дела, экспертизы и уплату госплатежей ложатся на плечи страховщиков. В Украине также действует Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». В соответствии с ним, страховщик должен выплатить потерпевшему возмещение не позже 30 дней со дня получения всех документов по ДТП. Если же страховщик не захочет платить, на него можно повлиять, обратившись в вышестоящие контролирующие органы - Госфинуслуг и МТСБУ, в крайнем случае - суд. Кстати, получить деньги с юридического лица после решения суда значительно легче, чем с физического.

Из судебной практики
За 2003 год в одной из юридических компаний начато ведение семи дел по возмещению ущерба по ДТП. По всем из них суды были выиграны. Тем не менее два решения до сих пор не исполнено, три исполнено, еще в двух случаях исковые требования выполнены виновниками в добровольном порядке в ходе процесса.


Примерные затраты при судебном разбирательстве
Госпошлина 1% от стоим. ущерба (но не более 1700 грн.)
Гонорар юристу 200 - 1500 грн.
Экспертиза 200 - 400 грн.
Другие расходы 100 - 500 грн.
Всего 600 - 4100 грн.


Александр Данченко
Генеральный директор юридического агентства «Финлекс Консалтинг»

http://www.strahovatel.com.ua/blog/main/167/


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннерhttp://posovesti.com.ua/NewsList.aspx