Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигацииВ знании - сила !!! > Архив статей > Статья

15.02.10 |  Предпринимателям |  У тебя в гостях ОБЭП

Самым неурегулированным и спорным видом проверок, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, являются проверки сотрудниками Государственной службы по борьбе с экономической преступностью (далее - ГСБЭП). Ответы на наиболее распространенные вопросы по этой теме сгруппированы в нижеприведенной статье.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность и полномочия сотрудников ГСБЭП, являются следующие:

- Конституция Украины;

- Закон Украины от 20.12.90 г. № 565-XII «О милиции» (далее - Закон № 565);

- Закон Украины от 18.02.92 г. № 2135-XII «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон № 2135);

- Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее - УПК Украины);

- Кодекс Украины об административных правонарушениях;

- Закон Украины от 30.06.93 г. № 3341-XII «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»;

- Положение о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью, утвержденное постановлением КМУ от 05.07.93 г. № 510 (далее - Положение № 510).

Согласно пп. 8 и пп. 9 п. 5 Положения № 510 при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность, сотрудники ГСБЭП имеют право проверять в министерствах, других центральных и местных органах исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, в учреждениях и организациях хозяйственную, денежную и бухгалтерскую документацию, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расход денежных средств, материальных ценностей.

О порядке проведения проверок сотрудниками ГСБЭП

На сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок проведения таких проверок, а также не предусмотрено обязательное наличие у сотрудников ГСБЭП направления на проверку. Право же на проведение проверок субъектов предпринимательства работники ГСБЭП могут реализовать только в случае наличия у них данных о фактах нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность. Поскольку ГСБЭП являются в системе органов МВД подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, то сотрудники данных подразделений имеют права, несут обязанности и осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом № 565 и Законом № 2135.

В ч. 6 ст. 9 Закона № 2135 указано, что при наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности выдает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который в свою очередь несет ответственность за законность совершаемых действий в соответствии с действующим законодательством Украины. А согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 2135 в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит обязательному утверждению начальником отдела внутренних дел.

Поэтому для проведения проверки субъекта хозяйствования как оперативно-розыскного мероприятия сотрудниками ГСБЭП предварительно должно быть заведено оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела, в свою очередь, должно быть утверждено начальником отдела внутренних дел, и руководитель соответствующего оперативного подразделения должен выдать разрешение на проведение проверки.

Необходимо также обратить внимание на то, что сотрудники ГСБЭП, пришедшие к субъекту предпринимательства для проведения проверки, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 565 обязаны назвать свою фамилию, звание и предъявить служебное удостоверение*. Если к вам пришел оперативник, то нелишним будет записать номер его удостоверения, фамилию, имя, отчество и поинтересоваться местом его работы. После этого можно позвонить по названному месту его работы и уточнить, действительно ли он работает в этом отделе, действительно ли заведено оперативно-розыскное дело, и действительно ли выдано разрешение на проведение такого мероприятия, как проверка. Указанными действиями вы сможете, как минимум, сбить пыл у незваного гостя и дать ему понять, что свои права вы знаете и не намерены мириться с незаконными действиями (если таковые последуют).

О правах сотрудников ГСБЭП

В соответствии с п. 5 Положения № 510 при наличии данных о фактах нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность, сотрудники ГСБЭП имеют право:

- беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в производственные помещения, склады, хранилища, которые используются гражданами для предпринимательской деятельности;

- проводить с участием собственника либо его представителей осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения и использования имущества;

- изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях, материальные ценности, сырье и продукцию в установленном законом порядке, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денежных средств и товароматериальных ценностей.

- производить контрольные закупки;

- требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций;

- изымать у граждан и должностных лиц документы, содержащие признаки подделки, а также вещи и предметы, которые изъяты из обращения и находятся у граждан без специального разрешения;

- получать бесплатно у предприятий, учреждений, организаций и граждан необходимую информацию;

- проверять в министерствах, органах исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и т. д.;

- проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов и т. д.);

- привлекать для проведения проверок и ревизий работников КРУ, специалистов соответствующих министерств и т. д.

Отметим, что все вышеуказанные действия работники ГСБЭП имеют право осуществлять только при наличии заведенного оперативно-розыскного дела либо заведенного уголовного дела в порядке, предусмотренном УПК Украины. Выемка документов должна производиться сотрудниками ГСБЭП с обязательным документальным оформлением такой выемки.

О Книге доходов и расходов ф. № 10

У предпринимателей может возникнуть вопрос о возможности и законности проверки сотрудниками милиции Книги учета доходов и расходов ф. № 10. Отметим, что в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий книгу для проверки потребовать могут, даже могут снять с нее ксерокопию, но изъять - нет. Изъятие Книги учета доходов и расходов ф. № 10 может быть произведено только в рамках заведенного уголовного дела на основании мотивированного постановления следователя о выемке. В случае изъятия у предпринимателя книги рекомендуем перед изъятием снять с нее ксерокопию, которую оставить у себя до возвращения оригинала. А сотрудники ГСБЭП согласно ст. 186 УПК Украины обязаны все изымаемые документы перечислить в протоколе выемки или в прилагаемой к нему описи. Один экземпляр данного протокола остается у предпринимателя.

В случае если работниками милиции будет выявлен факт неведения предпринимателем Книги учета доходов и расходов ф. № 10, то об этом факте может быть сообщено в налоговую инспекцию для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности за неведение соответствующего учета. Самостоятельно принимать решение о привлечении к ответственности работник ГСБЭП не вправе. Напомним, что исходя из требований ст. 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», в случае отсутствия учета либо ненадлежащего ведения учета доходов и расходов, виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от одного до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 85 грн.).

О наемных работниках

Очень часто работники милиции «придираются» к присутствию в офисе лиц, которые не оформлены у предпринимателя по трудовому договору. Следует отметить, что данный факт вообще не является правонарушением, поскольку в офис предпринимателя с его согласия может заходить кто угодно и когда угодно. Трудовые же договоры должны заключаться лишь с наемными работниками, которые непосредственно заняты в осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателя и выполняют в ее рамках свою трудовую функцию.

О лицензионных компьютерных программах

Последнее время особое внимание сотрудники милиции стали обращать на наличие у предпринимателей лицензионных компьютерных программ. Если сотрудниками милиции будет обнаружено отсутствие необходимых лицензий, то есть будут обнаружены признаки преступления, предусмотренного ст. 176 Уголовного кодекса Украины, - нарушение авторских прав, в отношении предпринимателя может быть заведено уголовное дело, а компьютеры - изъяты для приобщения в качестве вещественных доказательств к материалам дела и для проведения экспертизы.

Об уведомлении о проверке

Поскольку органы ГСБЭП не входят в перечень контролирующих органов, на которые распространяются нормы Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности», то на них не распространяются требования норм данного Указа относительно обязательного предварительного уведомления субъекта предпринимательской деятельности о предстоящем проведении проверки и необходимости заполнения сотрудниками контролирующих органов журнала проверок.

Никакими другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено уведомление субъектов предпринимательства о предстоящей проверке сотрудниками ГСБЭП и заполнение последними журнала проверок.

Об ответственности сотрудников ГСБЭП

В ст. 25 Закона № 565 указано, что работник милиции в пределах своих полномочий, предоставленных этим Законом и другими законодательными актами, самостоятельно принимает решения и несет дисциплинарную либо уголовную ответственность за свои противоправные действия либо бездействия. Действия работника милиции могут быть обжалованы в установленном законом порядке в органы внутренних дел, в суд либо прокуратуру. Должностное лицо органов милиции, которое нарушило требования закона или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, несет ответственность в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 1172 Гражданского кодекса Украины юридическое либо физическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный его работником при выполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей.

О применении финансовых санкций

К полномочиям сотрудников ГСБЭП не относится право применять какие-либо финансовые санкции. Штрафы могут быть взысканы только на основании постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, рассмотрение которых отнесено по закону к компетенции органов милиции, в частности ГСБЭП.

В случае если сотрудниками ГСБЭП установлены факты, которые подпадают под признаки административного правонарушения либо содержат признаки состава преступления, то ими составляется протокол, который будет приобщен к материалам заведенного уголовного либо оперативно-розыскного дела.

О предоставлении документов

В случае если сотрудники ГСБЭП в рамках оперативно-розыскных мероприятий требуют предоставить им какие-либо документы, то можно предоставить их копии, заверенные надлежащим образом. Если копии документов в момент проверки у предпринимателя отсутствуют, можно с милицией согласовать срок их предоставления, который законодательством не установлен, а значит, определяется предпринимателем по своему усмотрению. Однако, если оригиналы документов затребованы в рамках уголовного дела на основании постановления о производстве выемки, то отказывать в немедленной их выдаче не стоит, поскольку они могут быть изъяты сотрудниками милиции в принудительном порядке в результате проведения обыска. И уж ни при каких обстоятельствах не стоит оказывать сопротивление действиям сотрудников милиции, поскольку за это предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Если вы столкнулись с нарушениями закона сотрудниками милиции, то их действия можно обжаловать в установленном законом порядке в прокуратуру или в суд.
* Как отмечает Госпредпринимательства, при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, работники Государственной службы борьбы с экономической преступностью имеют право производить контрольные закупки. Ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрено удостоверение на проверку для работников милиции, в т. ч. для работников ГСБЭП, при проведении ими осмотра производственных, складских и других служебных помещений и территорий с целью проверки соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению. Вместе с тем работники ГСБЭП перед таким осмотром обязаны назвать свою фамилию, звание и предъявить служебное удостоверение (письмо от 28.11.2006 г. № 8527).

Вопросу проведения проверок работниками Государственной службы по борьбе с экономической преступностью посвящено письмо Госпредпринимательства от 21.03.2006 г. № 2112

Евгений Смиюха

http://komuna.lviv.ua/component/option,com_frontpage/Itemid,1/


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннерhttp://posovesti.com.ua/NewsList.aspx