Вход

Логин:
Пароль:

   

Как меньше платить налогов


Экономика и финансы


Разное


Авто


Чем нас травят


Аренда


Работа


Потребителям


Транспорт


Медицина


Наши соседи


Настоящим мужикам


Как выбить долг


Магазины


Водочка


Страхование


Предпринимателям


ДТП


Победи ГАИшника


Пассажирам


Законодательство


Туристам


Мошенники


Адвокаты и юристы


Шарлатаны


Интернет


Будущим арестантам


Только для женщин


Как выполнить решение суда



КАК СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ В РЕМОНТ


Проход по ссылкам навигацииВ знании - сила !!! > Архив статей > Статья

31.01.10 |  Предпринимателям |  При уплате налогов будь внимателем,предприниматель!

Уплата налога не на тот счет
В начале каждого года Госказначейство меняет номера счетов для уплаты платежей в государственный и местные бюджеты, из-за чего у бухгалтера появляется забота найти их, чтобы избежать применения штрафных санкций за несвоевременное погашение налоговых обязательств. Бывает и так, что в платежном поручении, как правило, вследствие механической ошибки, на уплату одного налога указывается номер счета, который предназначен для зачисления другое. Результатом такой ошибки может стать переплата относительно одного налога и возникновения налогового долга с другой. Попробуем разобраться, как действовать в этой ситуации и есть ли шансы избежать штрафных санкций.

Юрий БОРОВИК, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет» (Оригинал статьи напечатан в журнале "Налоги и бухгалтерский учет" № 32 от 21 апреля 2008 года)

Документы статьи
Бюджетный кодекс - Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-ИМ.
Закон № 1251-Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.
Закон о налоге на прибыль - Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
Закон № 2181 - Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-111.
Инструкция № 22 - Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины от 21.01.2004 г. № 22.
Инструкция № 276 - Инструкция о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденная приказом Государственной налоговой администрации Украины от 18.07.2005 г. № 276.
Порядок № 131 - Порядок исполнения государственного бюджета по доходам, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 19.12.2000 г. № 131.
План счетов № 119 - План счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 28.12.2000 г. № 119.
Налоговое разъяснение № 25 - Налоговое разъяснение относительно ответственности налогоплательщика за нарушение сроков уплаты сумм налоговых обязательств при перечислении плательщиком средств на счета, которые открыты не по месту его регистрации, неправильные коды бюджетной классификации и т.д., утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 15.01.2002 г. № 25.

Когда налоги считаются уплаченными?
Законом № 1251 определено понятие налога и сбора (обязательного платежа). Согласно ст. 2 этого Закона под этим понятием следует понимать обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законами Украины о налогообложении.
Существует также другое понятие - «налоговое обязательство», которое Закон № 2181 определяет как обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные этим Законом или другими законами Украины.
Как видим, прямого ответа на вопрос, что именно считать уплатой налога (исполнением налогового обязательства) указанные нормативные акты не дают, а отсылают в другие законы.
В частности, ст. 17 Закона о налоге на прибыль предусмотрено, что налог зачисляется в бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом. Поэтому обратимся именно к нему и некоторых других документов, разработанные на его под пруду.
По смыслу ст. 13 Бюджетного кодекса любые налоговые поступления пополняют общий или специальный фонд бюджета Украины. Согласно п. 4.1 Порядка № 131 все налоговые поступления в указанных фондов учитываются по соответствующим балансовым счетам согласно Плану счетов № 119 на аналитических счетах, открытых в областных управлениях Государственного казначейства Украины в разрезе районов и кодов
бюджетной классификации доходов. Указанная совокупность счетов составляет единый казначейский счет Государственного бюджета Украины. То есть любой налог, поступивший в бюджет, отражается на соответствующем балансовом счете и учитывается на едином казначейском счете независимо от того, на какой аналитический счет был оплачен.
Частью 5 ст. 50 Бюджетного кодекса установлено: налоги и сборы (обязательные платежи) признаются зачисленными в доход государственного бюджета с момента поступления денег на единый казначейский счет государственного бюджета. Но почему же тогда возникают проблемы у налогоплательщиков, если в поручении указан не тот номер счета? Именно об этом и пойдет речь далее.

Что происходит при зачислении налога не на тот счет
Следовательно, каждый год после принятия Закона Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и утверждение местных бюджетов в случае изменения перечня видов доходов, зачисляемых в государственный и местные бюджеты, в управлениях Государственного казначейства Украины открываются (перевидкриваються) счета, согласно изменениям, внесенных указанным Законом Украины или решениями об соответствующие местные бюджеты. Информация о реквизитах открытых (заново) счетов для зачисления платежей в государственный и местные бюджеты, операции на которых будут осуществляться в срок не ранее 10 рабочих дней с момента открытия (переоткрытия) этих счетов, предоставляется управлениями и отделениями Государственного казначейства соответствующим органам государственной налоговой службы Украины, Государственным казначейством Украины - Государственной налоговой администрации Украины (в части счетов, открытых на центральном уровне) в течение З рабочих дней со дня открытия (переоткрытия) этих счетов (л. С, п. 4 Порядка взаимодействия между органами Государственного казначейства Украины и органами государственной налоговой службы Украины в процессе выполнения государственного и местных бюджетов по доходам, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 25.04.2002р. № 74/194). соответственно уже органы государственной налоговой службы сообщают реквизиты аналитических счетов плательщикам путем размещения соответствующего объявления на доске налоговых объявлений.
Что же происходит, если налог уплачен не на тот счет? Дело в том, что органы государственной налоговой службы осуществляют контроль за полнотой и своевременностью расчетов плательщиков с бюджетом по налогам, сборам (обязательным
платежами) именно согласно кодам бюджетной классификации по доходам (п. 5.1 Инструкции № 276). Как предусмотрено п. 2.2 Порядка № 131, в процессе исполнения государственного бюджета органы Государственного казначейства ведут бухгалтерский учет поступлений (в частности, налоговых) в разрезе кодов бюджетной классификации доходов. Сведения о зачислении средств, поступивших в счет уплаты налогов, на аналитические счета по доходам, передаются в органы государственной налоговой службы и отражаются ими в лицевых счетах налогоплательщиков.
Направление платежей на ненадлежащий счет приводит к некоторому (как правило, временного) искажения учета доходов бюджета в части их классификации по видам налогов и в некоторых случаях искажению пропорций распределения средств между общим и специальным фондом и между бюджетами разных уровней. Неправильно будут отражены такие платежей и в личных карточках плательщиков - по одному налога возникнет переплата, по другому - задолженность.
По мнению ГНАУ, изложенной в Налоговом разъяснении № 25, поскольку в случае уплаты средств на ненадлежащий счет они не поступят до соответствующего счета соответствующего района, то не погаситься сумма налогового обязательства налогоплательщика. Погашенным же такое обязательство может считаться лишь с момента перечисления платежа на правильный счет. При этом в качестве аргумента используется, в частности, ссылки на п 2.3. Инструкции № 22, согласно которому ответственность за правильность заполнения реквизитов расчетного документа несет лицо, оформила этот документ и подала в обслуживающего банка.
Следовательно, для налоговиков при осуществлении контроля за своевременностью и полнотой уплаты налоговых обязательств определяющим для идентификации, какое именно налоговое обязательство было оплачено налогоплательщиком будет не указание на назначение платежа, а код бюджетной классификации. Именно код, с точки зрения органов государственной налоговой службы, указывает, какое налоговое обязательство выполняется налогоплательщиком, и если платеж направлен на открытый счет, но предназначенный для оплаты другого налога, и уплаченная сумма зачислена в бюджет, налоговые органы будут воспринимать это как волеизъявление налогоплательщика на то, чтобы выполнить свое налоговое обязательство с того налога, код бюджетной классификации которого указано в платежном поручении, а не того, которое записано в графе «Назначение платежа». Если в дальнейшем субъект хозяйствования изъявит желание, чтобы уплаченная таким образом сумма была ему возвращена или
зачислена на другой счет, ему необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган. Соответственно, если в установленный для исполнения налогового обязательства срок соответствующая сумма не будет перечислена по определенным для такого налогового обязательства кодом бюджетной классификации, у налогоплательщика по этому налогу возникнет налоговый долг, а с ним и угроза применения предусмотренных Законом № 2181 штрафа и пени.
Следует отметить, что определенная логика в таком подходе все же есть, ведь действующее законодательство не предоставляет налоговым органам полномочия на зачисление платежей, поступивших от налогоплательщиков, в порядке очередности возникновения налоговых обязательств. Такое правило действует только в отношении сумм налогового долга.
Как видим, ошибка в коде бюджетной классификации может привести к необходимости уплаты штрафа и пени. Однако если все же такая ошибка имела место, можно попытаться отстоять свои интересы в суде. К тому же отсутствие четких законодательных положений значительно повышает шансы налогоплательщика на успех в этом деле. Далее приведем аргументы, которыми можно попытаться убедить суд.

Аргументы в пользу налогоплательщика
Защита своих интересов налогоплательщик может строить на таких аргументах.
Своевременная уплата налогов является конституционной обязанностью налогоплательщика, который детализирован в законах о налогообложении. Но ни один из них не устанавливает обязанности налогоплательщика осуществлять платежи на конкретный счет. Зачисление средств на тот или иной счет государственного бюджета является мероприятием в рамках государственного бюджета с целью урегулирования вопросов формирования и использования бюджетных средств.
Как уже отмечалось выше, не содержат нормы законов о налогообложении и определения того, когда налоги считаются уплаченными, а отсылают в Бюджетный кодекс, согласно которому это событие - факт уплаты - происходит в момент поступления денежных средств на единый казначейский счет государственного бюджета. Порядок учета уплаченных в бюджет налогов (а именно таким порядком учета является как учет поступлений в бюджет, который ведется органами Госказначейства, так и учет платежей, который ведется налоговым органом) не может влиять на уплату налогов в бюджет и свидетельствовать о выполнении или невыполнении плательщиками своих обязанностей по уплате налогов. Или надлежащим является выполнение обязательств по уплате налогов зависит именно от их поступления в бюджет, а не от того, как они учитываются.
Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности является совершение им действия, содержащей в себе состав правонарушения. Не вдаваясь в тонкости этого понятия отметим, что в этом случае правонарушением, очевидно, следует считать непоступление или несвоевременное поступление денежных средств в бюджет. Но имеет ли это место в случае поступления средств не на тот счет? По нашему мнению, нет, ведь налог в бюджет поступил.
Следовательно, субъект хозяйствования может указывать на то, что с момента зачисления суммы налогового обязательства на единый казначейский счет, такое обязательство считается исполненным.

Позиция судов
Судебная практика содержит относительно мало примеров споров налогоплательщиков с налоговыми органами относительно правомерности применения штрафных санкций за несвоевременное погашение налоговых обязательств в случае ошибочного направления денежных средств «не на тот» счет. Но те примеры, что есть, заслуживают внимания.
Так, Харьковский апелляционный административный суд в своем постановлении от 04.09.2007 г. № 19/375 установил, что налогоплательщик, правильно указав назначение платежа - «налог на прибыль предприятий», ошибочно оплатил его на счет, который был назначен для уплаты налога на добавленную стоимость. По этому поводу суд указал, что и налог на добавленную стоимость, и налог на прибыль предприятий относятся к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины, то есть оба налоги должны единственного получателя - Государственный бюджет Украины и средства были зачислены в надлежащее получателя. Поскольку налогоплательщик своевременно и в установленном размере уплатил сумму налога на прибыль предприятий в бюджет, то, по мнению суда, у налогового
органа отсутствовали предусмотренные п.п. 17.1.7 Закона № 2181 основания для применения штрафных санкций за несвоевременную уплату согласованных сумм налогового обязательства, поскольку указанная норма закона не предусматривает применение штрафа в случае уплаты налога с ошибкой в счетах. Кроме этого, судебная коллегия также отметила, что перечисление средств в бюджет осуществляются через органы государственного казначейства, которые контролируют эти поступления и должны проверять правильность реквизитов.
К аналогичным выводам пришел и Одесский апелляционный хозяйственный суд в постановлении от 27.07.2006 г. по делу № 13/112-06-3637А, не приняв во внимание ссылку налоговой службы на п.п. 17.1.7 Закона № 2181 в качестве основания для ответственности налогоплательщика, поскольку названная норма определяет размеры штрафов, которые обязан уплатить налогоплательщик в случае неуплаты согласованной суммы налогового обязательства в течение предельных сроков, что не имело места в этом случае, поскольку соответствующая сумма средств была своевременно перечислена в бюджет хотя и на другой счет.
Похожей правовой позиции придерживался и Высший административный суд Украины, который в постановлении от 20.09.2007 г. по делу № К-24401/06 согласился с точкой зрения судов предыдущих инстанций, которые при решении дела исходили из того, что Закон о налоге на прибыль не определяет, на какой счет и с указанием которого кода необходимо зачислять налог. Поскольку налог фактически поступил в соответствующий бюджет в определенный срок, тот факт, что средства находились на бюджетных счетах определенное время (5 дней) под другими кодами является формальной обстоятельством и, по мнению суда, не может быть основанием для выводов о нарушение предельных сроков уплаты налогов и применения штрафных санкций. Вред бюджета этим не было вызвано.
Интересной и принципиальной является позиция ВАСУ, изложена им в определении от 01.08.2007 г. по делу № 41/276а. Суть дела состоит в том, что субъект хозяйствования в последний день, установленный для уплаты налогового обязательства, перечислил средства на счет органа Госказначейства. В связи с тем, что счет получателя, указанный налогоплательщиком в платежном поручении, было закрыто, указанные средства были зачислены на счет «Кредитовые суммы до выяснения», после чего этот же день было возвращено Госказначейством на счет плательщика в учреждении банка . На следующий день налогоплательщик повторно перечислил сумму согласованного налогового обязательства на «правильный» счет, открытый вместо предыдущего. Налоговым органом были определены штрафные санкции за задержку на один календарный день предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства.
Суды, рассматривая указанное дело, пришли к выводу, что возврат налогоплательщику уплаченной им суммы налогового обязательства были осуществлены органом Госказначейства без соблюдения установленного порядка проведения банками расчетов, что, в свою очередь, привело к несвоевременного зачисления налога в бюджет. Свою позицию они обосновывали ссылкой на п. 2.31 Инструкции № 22, согласно которому банк получателя (а Государственное казначейство в этом случае выполняет функцию банка - оно пользуется системой электронных платежей НБУ, получает и платит за ее помощью денежные средства и обязано выполнять требования Инструкции № 22) должен проверить соответствие номера счета получателя и его кода (номера), которые указаны в электронном расчетном документе, и зачислить денежные средства на счет получателя, если они совпадают. В случае их несоответствия банк имеет право задержать сумму перевода на срок до четырех рабочих дней для установления надлежащего получателя этих средств, и на этот период зачисляет их на счет «Кредитовые суммы до выяснения».
Одновременно согласно требованиям п. 2.32 Инструкции № 22 для установления надлежащего получателя банк получателя обязан направить банка плательщика запрос по уточнению номера счета и / или кода (номера) получателя. Следовательно, в случае когда в расчетном документе неправильно указан счет получателя, банк при возврате денежных средств должен применять правила, определенные п. 2.31 и п. 2.32 Инструкции № 22, что не было осуществлено органом Госказначейства.

http://komuna.lviv.ua/


Комментарии



Добавить Комментарий

Введите сумму чисел

Правый баннерhttp://posovesti.com.ua/NewsList.aspx