В США штатов, где случаются обильные снегопады не так много, поэтому крупных городов, страдающих от специфических зимних транспортных проблем в стране мало. Уборка снега в таких городах, как правило, разделена на три зоны ответственности - основные улицы и крупные магистрали чистятся силами муниципальной техники, дороги и улицы поменьше убирают частники, работающие на государственном контракте.
Ну а пространство, непосредственно прилегающее к частным домам обязаны чистить сами владельцы этих домов. Те жители городов, которые не удосужились очистить от снега прилегающую к дому территорию в течении 24 часов получают штрафы.
С технологической точки зрения уборка улиц в США отличается от московской даже в худшую сторону - там дороги посыпают не хлоридом натрия, как в столице, а хлоридом магния. Этот реагент в больших количествах добывают на Великих озерах и он известен тем, что еще больше разъедает металл, принося урон автовладельцам и городскому хозяйству.
Но с точки зрения организации труда, уборка снега в США происходит гораздо более оперативно. Поэтому опасный реагент в среднем лежит на американских улицах гораздо меньшее время. Это касается не только городов, но и федеральных трасс.
В Канаде крупные города засыпает зимой снегом не меньше, чем в России или Украине. И для уборки улиц там также не скупятся на реагенты - в некоторых городах, вроде Ванкувера, их просто высыпают ровным слоем на асфальт так, что того становится даже не видно. Причем пользуются все тем же хлоридом магния - автовладельцам не позавидуешь.
С другой стороны, в Канаде намного лучше налажена уборка снежной каши, которая остается после срабатывания реагента, плавящего снег. Если в Киеве или Москве такая каша может пролежать чуть ли не до самой весны, то в городах Канады ее оперативно свозят на снегоплавильные установки, где очищенный и растопленный в воду снег сливается в канализационные стоки.
В американском штате Миссури разработали и внедрили, пожалуй, одну из самых примечательных технологий по быстрой и эффективной уборке снега. Эту технологию впоследствии приняли на вооружение многие штаты Америки.
Выглядит это как усовершенствованный снегоуборочный грузовой автомобиль с прицепом. Его особенность - машина может чистить одновременно несколько полос. У грузовика два ковша: один расположен спереди, другой - по всей длине прицепа. Набирая скорость, автомобиль разворачивает прицеп поперек дороги, и таким образом едет, сгребая снег. Называется эта машина - TowPlow.
КАК УБИРАЮТ СНЕГ В ГЕРМАНИИ.
Многие френды наверно думают, что в Германии выпадает мало снега и убирать его легко и просто. Отчасти это так, но не в Баварии или Швабии. В предгорьях Альп выпадает столько снега, что даже сегодняшний Питер может позавидовать.
Все владельцы домовладений обязаны убирать снег вокруг своих владений в соответствии с определённой схемой и графиком, иначе будут нести финансовую ответственность если кто поскользнётся и сломает руку или машину и просто пожалуется властям.
Все владельцы внедорожников в городке стоят на учёте и в дни повышенного снеговыпадения призываются мощной сиреной в мэрию города, где им на их Порше кайены и другие патруль и дефендеры навешивают специальное оборудование и выгоняют на улицу для чистки снега с общественных территорий.
На каждом перекрёстке каждой улицы в середине-конце ноября выставляется деревянная кадушка с песком и лопатой, которым ближайшие домовладельцы обязаны посыпать тротуары, а весной - собирать весь песок специальными пескососами....
В 5 утра на каждую улицу выходит муниципальная техника и с интервалом в две минуты проходит снегоуборочная, вплоть до бульдозеров, потом идёт посыпочная, обрабатывая все улицы и переулки в соответствии с генеральным планом уборки снега, который имеется в каждой деревне, посёлке, районе или городе. Этим планам - почти сотни лет и в них отмечается порядок уборки, приоритет улиц и зона ответственности домовладельцев и землевладельцев....
В Финляндии, Швеции или Дании снега выпадает ничуть не меньше, чем в средней полосе
В Финляндии при уборке снега используется сдельная технология. На время авралов снегоуборочные компании часть полномочий делегируют жителям. После краткого обучающего курса люди получают на руки оборудование и отправляются чистить размеченные территории. Кроме этого, в стране действует закон, по которому владельцы заведений и жители частных домов должны самостоятельно убирать снег с тротуаров вокруг зданий и магазинов.
Но реагенты в городах этих стран практически не используются - власти отказались от них по причине вреда для городского хозяйства и окружающей среды.
Тоже самое касается и центральной Европы - в Берлине, к примеру, соль разрешено сыпать только на опасных участках дорог. Правда, это та же самая соль, что лежит и на наших дорогах - европейцы закупают ее на российских предприятиях.
В остальных местах применяется обычная уборка снега вместе с рассыпанием абразивных материалов - гравия или каменной крошки. Материалы используются неоднократно - после применения их собирают вместе с вновь выпавшим снегом, отсеивают и используют заново. По весне их остатки собирают специальным пылесосами. Именно по этой причине во многих странах отказались от использования песка - его слишком трудно собрать, что бы повторно применить.
Данный метод не избавляет от гололеда, но позволяет заметно улучшить сцепление с дорогой. Но в случае с автодорогами, работает он только при одном условии - если снег был вовремя счищен. В Германии, Австрии и Швейцарии принято счищать снег до асфальта, в то время как в скандинавских странах оставляют несколько сантиметров. Оставшийся снег укатываются вместе с гравием, в результате получается поверхность, сцепление с которой не сильно хуже, чем с дорогой.
Главным условием успешности данного метода остается оперативность коммунальных служб. Именно поэтому в крупных городах Финляндии или Швеции круглосуточно дежурит снегоуборочная техника, готовая в любой момент выйти на улицы для борьбы с последствиями снегопада. «Это похоже на какую-то военную спецоперацию», - именно так охарактеризовал корреспондент СNN действия снегоуборщиков в Хельсинки несколько лет назад.
Если же снега падает так много, что никакие меры уже не помогают, то в этом случае даже финский город может «встать». Конечно, это не будут московские заторы на десятки километров - все же Хельсинки в несколько раз меньше нашей столицы, но прождать на остановке час в ожидании автобуса вполне реально.
Что касается уборки автотрасс, то здесь скандинавские страны известны своими скоростными машинами для чистки снега.При очистке трасс водители финской снегоуборочной техники вспоминают, что с десяток их соотечественников числится в лучших пилотах «Формулы-1». Снегоуборочные машины иностранных фирм VОLVО и SCАNIA позволяют разгребать снег на скорости 60-70 км/ч. А к примеру, финский снегоуборщик Sisu способен разогнаться до 90 км/ч, в тоже время как КамАЗ или МАЗ(закупленные некоторыми местными фирмами) убирает снег, как правило, на скорости не более 40 км/ч.
Проблемы шведов во время снегопадов могут показаться надуманными. В этом году, например, блогеры Стокгольма обсуждали трудности следующего характера: коммунальные службы города недостаточно резво чистили велосипедные дорожки, так что не в каждый район можно было оперативно добраться на байке.
Технология же очистки улиц и магистралей от снежных завалов в Швеции отработана давно. Ее, кстати, отчасти пару лет назад переняли коммунальщики Москвы и Санкт-Петербурга. На главных шоссе и важных городских трассах шведы сначала укатывают снег, а следом заливают его смесью из воды и щебня. Со льдом они разбираются похожим образом - также засыпают его щебнем, только горячим.